«Турандот». Карло Гоцци, автор сказки
Глава №149 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДревнюю сказку о кровожадной китайской принцессе Турандот впервые обработал для сцены венецианский писатель Карло Гоцци (1720—1806), человек с загадочной душой и странной жизнью. Он был интереснейшим явлением в литературе своего времени. Гоцци служил в наемной армии венецианской республики, воевал в Далмации, затем, возвратившись в Венецию, стал одним из активнейших членов литературной академии «Гранеллески» (академия зернособирателей), основанной в 1747 году противниками развития в искусстве под благовидным лозунгом защиты итальянского литературного языка от засорения. На самом же деле в этом обществе высокомерные и скучные ученые поэты собрались с целью преследования писателей-новаторов, опасных соперников их «научной позиции». По-видимому, и Гоцци разделял это намерение, ибо самой характерной его чертой, если не говорить о безусловном литературном таланте, была ненависть к другому значительному поэту Венеции, к Карло Гольдони. Гоцци как бы поставил своей жизненной целью преследование, осуждение, высмеивание Гольдони и еще одного своего современника, Пьетро Кьяри. Гольдони он преследовал и потому, что тот был последователем Мольера, непочтительного, дерзкого насмешника и «ниспровергателя авторитетов». В глазах обедневшего графа Гоцци величайшая вина Мольера была в том, что он являлся сторонником французских энциклопедистов, последователем их прогрессивных идей. Характерна беспощадность, с которой Гоцци в одной из своих комедий высмеял своего соперника, секретаря сената Гратарола, высмеял столь остро, что в Венеции на того стали показывать пальцем, и несчастный вынужден был покинуть город. Литературные взгляды Гоцци выражены им ярче всего в его «Бесполезных мемуарах».
Ненависть породила наиболее выдающиеся произведения Гоцци. Гольдони был популярным модным драматургом, имевшим значительные доходы, писавшим комедии одну за другой. Завистливый и ревнивый Гоцци захотел доказать, что своими пьесами Гольдони заслуживает успеха не большего, чем какой-нибудь автор детских сказок. С 1761 по 1786 год он написал десяток интересных сказок, действительно имевших значительный успех. Он издал их в сборнике «Dieci fiaba di Carlo Gozzi» (Десять сказок Карло Гоцци). Одной из десяти сказок является и история принцессы Турандот, заимствованная им, по-видимому, из какого-нибудь персидского сборника. Другая сказка из этого сборника, «Любовь к трем апельсинам», была впервые поставлена на сцене в Венеции в 1820 году. «Турандот» первоначально также имела форму сказки и лишь позднее Гоцци переработал ее в драму.
Интересно отметить, что Гоцци нападал одновременно и на Гольдони, и на Кьяри, тогда как последний, в свою очередь, направлял отточенное перо против Гольдони. Впрочем, Кьяри (1711—1785) был незначительным писателем, слабым поэтом, завидовавшим Гольдони так же, как и Гоцци, но без таланта последнего.
«Турандот» Гоцци — типично венецианское произведение. В нем выступают традиционные фигуры импровизированной «commedie dell'arte»: Труффальдино, Тарталья, Панталоне, Бригелла и др. В сказке, в той форме, в какой она существует в настоящее время, сохранились эти образы — следы, оставшиеся со времен Гоцци.
Комедию Гоцци, в которой впервые появляется на сцене образ принцессы Турандот, переработал один из гигантов немецкой литературы, Фридрих Шиллер. Он внес в сюжет гораздо больше гуманизма, искренних и настоящих человеческих чувств, чем Гоцци.