Свойство творческой души
Глава №93 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКритики и музыканты часто старались проникнуть в секрет творчества Артуро Тосканини. Многие считали, достаточно побывать на его репетициях, чтобы понять средства, какие он использовал. Вспышки гнева дирижёра, остановки оркестра тщательнейшим образом анализировались, слова его взвешивались. Каждая мелочь учитывалась в стремлении разгадать феномен Тосканини.
Ценное высказывание самого дирижёра приводит маэстро Антонино Вотто:
«Ещё при жизни бедного Кантелли Тосканини рассказал мне один случай из творческой жизни этого молодого человека, который несомненно обладал отличными способностями, но, увы, судьба слишком рано отняла его у нас. Кантелли, совершая концертное турне по Америке, за неделю трижды исполнил Седьмую симфонию Бетховена. Тосканини посещал все его концерты. В конце турне он заметил ему:
— Неужели ты ни разу ни на минуту не отвлёкся? Ты постоянно заботился о том, чтобы стандартизировать свою музыкальную речь... Какое-нибудь небольшое различие всё же должно было возникнуть в твоём состоянии на том или другом концерте?
Значит, можно предположить, что и сам Тосканини, повторяя несколько раз одно и то же произведение, допускал некоторые небольшие отклонения. Это естественно, это свойство творческой души артиста».
И действительно, интерпретацию невозможно воспроизвести с механической точностью, ибо в конце концов разрушится очарование от сочинения композитора. Оно превращается в архивный экспонат. Определённо выстроенная конструкция должна быть оживлена при каждом исполнении. В связи с этим интересны наблюдения маэстро Туллио Серафина:
«Темпы Тосканини, без сомнения, всегда бывали точно обоснованы. Он часто вспоминал имя маэстро Мариани, подчёркивая, что темпы этого дирижёра довольно оживлённые (тот выполнял, конечно, волю Верди). Тосканини вместо того, чтобы замедлить темпы, любил сжать их немного. Наверное, они несколько более разнообразны, чем обычно принято на практике: порой слишком медленные или же, наоборот, чересчур быстрые. Возможно, это зависело от интерпретаторской силы Тосканини, от его стремления к выразительности. Подобное разнообразие темпов удивило многих слушателей, например, в Трубадуре.
С одной стороны, в интерпретации этой оперы присутствовала чрезмерная мрачность в трагических моментах партий, с другой — подлинная чувственность в лирических. Так, в арии В родные горы возникало глубокое чувство. И это опровергает мнение тех, кто считает, будто Тосканини — "холодный" дирижёр».
Кое-кто из критиков отмечал, что темпы Тосканини, замедленные в зрелые годы, в последний период его творчества оказались заметно убыстрёнными. Каждый специалист даёт этим тонким изменениям темпов своё личное объяснение, так как трудно привести здесь неоспоримые метрономические данные.
Маэстро Фернандо Превитали, вспоминая одну встречу с Тосканини, говорил именно об этих небольших расхождениях:
«Если речь идёт о творчестве какого-нибудь артиста, нужно говорить о периоде его зрелости, когда он ещё не постарел, потому что — я уверен в этом — в преклонном возрасте каждый обретает аномалии.
В молодости, играя в оркестре Тосканини, я убедился, что его исполнение симфоний Бетховена — поистине совершенство. В последние годы темпы Тосканини стали более бодрыми, думаю, именно потому, что маэстро старался показать всем, как он ещё молодо себя чувствует. Однажды у него в доме, когда мы — маэстро, Анита Коломбо и я — слушали его запись Героической Бетховена, он спросил меня:
— Тебе не кажется, Превитали, темп здесь излишне быстрым?
— Да, действительно, и мне так кажется, маэстро.
— Ну, тогда что-то случилось с напряжением в сети — должно быть, крутится слишком быстро. Когда Анита вернулась и сообщила, что никаких изменений в электросети нет, он рассердился:
— Видишь, вот что заставляет делать публика!».
Американский критик Джон Фримен подчёркивал, что порывающая с традиционными замедлениями излишняя стремительность темпа в каких-то местах Травиаты в исполнении Тосканини, как отмечали некоторые исследователи, точно соответствует пометкам Верди.
«Критики в один голос заявляли, — писал Джон Фримен, — что маэстро искусственно форсировал темпы. Но, заглянув в партитуру Травиаты, мы убеждаемся, что метрономические пометки Верди строго соблюдаются в Fors'è lui… и в Di Provenza, в то время как в некоторых других местах, таких, как Parigi, o cara, темп более медленный, нежели указано композитором. Достойна изумления также протяжённость в оркестровых прелюдиях большого дыхания и в финале III акта. Возможно, критики определили скорость "сломя голову", исходя из головокружительного темпа, взятого Тосканини в Sempre libera , но этот темп зависит от вкуса дирижёра, поскольку Верди пометил allegro brillante, не указывая метроном.
Изменяя пометки композитора на несколько завышенные, Тосканини добивался ясности музыкальной ткани и мужественных ритмических акцентов. Музыка звучала у него более динамично и напряжённо и казалась поэтому быстрее, чем у других дирижёров, даже когда темпы оставались истинными, разве только с минимальными отличиями от подлинника».