По городам Италии
Глава №24 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМежду сезонами в Аргентине Тосканини работал в различных театрах Италии. Он дирижировал даже в таком маленьком городке, как Луго, не насчитывавшем и десяти тысяч жителей. Его попросил провести там Аиду старый друг контрабасист оркестра Мурари. Это событие превратилось для Луго в настоящий праздник: дирижёр привёз с собой великолепных певцов, которые согласились выступить за скромное вознаграждение, лишь бы петь с Тосканини. В феврале 1905 года маэстро с семьёй переселился в Рим. Он принял предложение музыкальной академии "Санта Чечилия" дирижировать двумя симфоническими концертами.
Так начался новый, значительный период в жизни Тосканини. У него оказалось много свободного времени, которое он использовал для основательного знакомства с театрами и художественными галереями столицы, а главное — для углублённого изучения знакомых и незнакомых партитур.
Он заново проштудировал всю музыку от мастеров XVIII века до композиторов — современников. Тосканини понял, что абсолютное знание недостижимо, пределов совершенства нет. Нужно вновь и вновь перечитывать партитуры, чтобы они раскрывались перед исполнителями свежими, неожиданными гранями. И в результате дирижёр оставался оригинальным даже в самые традиционные моменты. Так он боролся с рутиной, называя её "смертью для музыки".
В это же время Тосканини знакомился с произведениями композиторов нового направления в музыке.
– Пеллеас – опера поистине совершенная, – восторгался Тосканини. – Дебюсси говорил мне в своё время, что намеревался написать кроме этой ещё одну оперу, совсем другую, но не смог. В душе у него жила только эта, "единственная опера".
Поразительным по технике сочинением назвал маэстро Домашнюю симфонию Рихарда Штрауса. Дирижёр сделался страстным пропагандистом творчества немецкого композитора в Италии. А Густава Малера, на сочинения которого поначалу набросился "с жадностью", он не принял, считая "направление его искусства спорным".
В том же 1905 году, сменив ряд театров Италии, Тосканини возвратился в Турин — город, ставший свидетелем его первых триумфов. После семилетней разлуки он вновь с огромным успехом дирижировал в театре "Реджо" операми Зигфрид, Мадам Баттерфлай, Лорелея Каталани, Сибирь Джордано.
В Турине музыкант подготовил также ряд программ с муниципальным оркестром. Давний соратник Тосканини Джузеппе Депанис решил организовать большое концертное турне по Северной Италии. Для дирижёра это оказалась вторая значительная поездка с концертной программой (первая проходила в 1900 году с оркестром "Ла Скала").
Если сравнить репертуар этих двух турне, бросается в глаза различный подход к составлению программ. В первой поездке они отличались пестротой. Рядом с масштабными произведениями симфонической классики уживались эпизоды из широко известных опер, а также лёгкие пьесы, рассчитанные на внешний успех.
С годами Тосканини пересматривает традиционную схему. Теперь концерты становятся проще и строже. Как правило, программы их концентрируются вокруг основного ядра: Бетховен, Вагнер, Гайдн или Моцарт, позже Брамс. Рядом с ними наиболее значительные произведения современных композиторов — Дебюсси, Сибелиуса, Р. Штрауса и другие.
Во время гастролей дирижёр провёл несколько концертов в помещении "Ла Скала". Газеты назвали их "примирительными выступлениями". Тосканини хотел напомнить миланцам о себе и показать, что и в других городах, в частности, в Турине, есть превосходные оркестры.
«Успех инициативы нашего концертного общества, — писал тогда Депанис, — оказался столь велик, что туринцы второй раз потеряли Артуро Тосканини. Милану пришлось признать, что "Ла Скала" и Тосканини представляют собой единое неразделимое целое».