Марио Ринальди. «Мучительные поиски»
Глава №114 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСмерть отняла у нас Тосканини, но мы можем вновь переживать его удивительное искусство, слушая пластинки. И если прослушаем Фальстафа, Отелло, Травиату, Реквием Верди, Пасторальную Бетховена, то увидим, что "атмосфера" вердиевских опер и бетховенской симфонии воссоздана им чудодейственным образом. То, что Тосканини требовал от самого себя, он требовал и от исполнителей, будь то певцы, оркестранты или хористы.
Он настаивал на своём не из властолюбия, но из требований своего искусства, а потому, что от простого удара барабана до самого сложного аккорда – всё это было совершенно "необходимо" ему для создания "ауры" произведения.
Отсюда и легенда о неудовлетворённости маэстро, о его безапелляционной критике других дирижёров. Всё это от недовольства самим собой, от мучительных поисков художественного совершенства. Тосканини – и это хорошо известно – не бывал доволен даже своими собственными записями.
Между Тосканини и другими дирижёрами существует барьер: в то время как великий дирижёр полагался на композиторов, все остальные маэстро считали главным своё "видение" произведения, основанное на собственной восприимчивости.
Вот тут-то и проходит граница. Тосканини достигал величия тем, что "обезличивался" целиком в пользу исполняемого произведения, проявляя предельное смирение перед автором.