Возникновение оперы «Манон Леско»
Глава №133 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВесной 1889 года состоялась премьера оперы молодого Пуччини «Эдгар», которую публика наградила бурными аплодисментами, а критика резко отвергла. Вскоре замолкли и аплодисменты, «Эдгара» встречали холодно на самых различных сценах.
Пуччини искал новую тему. Его вдохновляли и благоприятные для творчества обстоятельства. Жизнь композитора заполнила глубокая страсть к Эльвире Бонтури, на которой он не мог жениться, так как она была замужем, а католическая церковь не разрешала развода. Но эта женщина, не считаясь с богатыми и знатными родственниками, еще менее — с мнением света, вместе с двумя детьми переселилась к Пуччини. У молодого композитора, таким образом, появляется не только подруга жизни, но и домашний очаг на берегу озера, в Торре дель Лаго.
Роман аббата Прево захватил воображение Пуччини. В его темпераментной, страстной душе история кавалера де Грие и Манон Леско нашла глубокий отклик. Он и сам противостоял так называемым законам морали, всему обществу; он и Эльвира отмели все преграды, стоявшие на пути их любви. Тема Манон, таким образом, нашла в них обоих живой отклик. Между их жизнью и историей Манон была известная аналогия. Рикорди, владелец музыкального издательства в Милане и самоотверженный друг Пуччини, безуспешно пытался отговорить композитора от этой темы. Отговаривали и другие. Образ Манон Леско фигурировал уже и ранее на оперной сцене, благодаря Оберу, а опера «Манон» Массне уже в течение восьми лет шла повсеместно с огромным успехом. Дерзкий, рискованный эксперимент — оживить на оперной сцене эту же тему и именно в разгаре успеха оперы Массне.
Пуччини, однако, был не только человеком бурного темперамента, но и упрямцем. Один из биографов его указывает, что он словно влюбился в образ Манон и с обожанием привязался к существу, словно ожившему для него со страниц книги. Этому можно поверить, так как Пуччини и в дальнейшем страстно любил своих героинь, страдающих и «грешных» женщин: Мими из «Богемы», Чио-Чио-Сан и Лиу, влюбленную невольницу из «Турандот».
Начались лихорадочные поиски подходящего либреттиста. Сначала в общих чертах сюжет набросал Марко Прага. Он был замечательным драматургом, и драматизация удалась. Затем к нему примкнул Доменико Олива, написавший стихотворный текст. Возникавший текст то нравился Пуччини, то нет; стихами он сперва восторгался, затем отверг их. Он постоянно вмешивался в работу либреттистов, каждую строку не раз переписывал, потом к этому привыкли при работе над всеми его произведениями. У коллективного рабочего стола появился третий либреттист — Олиндо Мала- гарди. Затем взялись за перо Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика, ставшие в дальнейшем постоянными либреттистами Пуччини. Но соавтором можно считать и издателя, Джулио Рикорди, который помогал работе не только идеями, но и оказался прекрасным дипломатом. А в дипломатии была большая нужда, так как необходимо было согласовать волю и представления капризно мечущегося Пуччини и большого числа либреттистов, примирять и «координировать» их.
Но главное: тем временем рождалась музыка, всеобъемлющая, чарующая, волшебная музыка.
Пуччини писал «Манон Леско» в самых различных местах — в Торре дель Лаго, в Лукке, Милане и альпийской деревне Киассо.
Премьера состоялась в Турине, в начале февраля 1893 года. В афише не были указаны имена авторов либретто, так как в создании сюжета и стихотворного текста «Манон Леско» участвовал целый коллектив. Успех оперы был необычаен, за ним последовали премьеры «Манон Леско» во всех оперных театрах Европы.