Социальный фон оперы «Травиата»
Глава №112 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПариж... Император Наполеон III, авантюрист Наполеон «маленький», еще только начинает свою карьеру. Он уже безжалостно задушил сопротивление прогрессивных сил; всех, кто осмеливался сказать хоть слово против него, отправляли в ссылку, тюрму или на казнь. Крупная буржуазия, военная клика и находящееся с ней в союзе зажиточное крестьянство потопили в крови восстание парижского пролетариата.
Торжествовали продажность, взяточничество, темные махинации. На бирже из рук в руки переходили миллионы, и тут же сотни тысяч людей теряли свои деньги из-за бессовестных спекуляций банкиров.
Наполеон III и сам участвует в темных биржевых спекуляциях. Защищая капиталистические интересы, он развязывает все новые и новые войны.
Веселящийся Париж требует все новых зрелищ. Всемирная выставка ... ослепительные военные парады в Булонском Лесу. Для гремящего на весь мир маскарада музыку поставляют Штраус, Оффенбах, Мейербер, Россини, Обер. И в это же время страшно возрастает нищета окраин. Уже назревает великий исторический поворот: 1871 год, когда пролетариат впервые захватит власть в свои руки.
Такова, вкратце, обстановка, характерная для 1852 года. Крупные буржуа веселятся во дворцах, хлопают пробки шампанского, где-то, закрытый занавесом, играет танцевальный оркестр... Кринолины актрис и дам полусвета, оплачиваемых золотом, плывут по блестящему паркету дворцов. Здесь, в таком окружении, встречаются «дама с камелиями» и Альфред Жермон.