«Травиата». Александр Дюма-сын
Глава №111 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюАлександр Дюма младший (1824—1895) был сыном знаменитого писателя Александра Дюма, приобретшего известность своими романами «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо» и еще рядом «исторических» повествований, ставших под его пером классическими приключенческими романами.
Дюма-сын рано доказал, что не желает жить на проценты со славы отца. Ему было всего 17 лет, когда он предстал перед требовательной парижской публикой с самостоятельной книгой стихов, пользовавшихся известным успехом. Затем, сопровождая отца, он объезжает Африку и Испанию и, когда, полный впечатлений, возвращается домой, то привлекает всеобщее внимание написанием фантастического романа.
Когда ему было 24 года, он добился огромного успеха, издав свой знаменитый роман «Дама с камелиями».
«Дама с камелиями» покорила читателей прежде всего смелым выбором темы. Героиня ее — «падшая женщина», которая, однако, своей самоотверженностью, глубоким чувством и преданной любовью доказывает, что куртизанка, попавшая в пучину большого города, может оказаться иногда лучше героев буржуазного общества, имеющих состояние, власть и ордена. Эта «сенсационная» тема освещала, конечно, не самую важную и вопиющую, но все же болезнь буржуазного общества XIX века. Трезвое осуждение писателем буржуазного общества несколько тускнеет из-за сентиментального стиля книги. И все же роман носил смелый критический характер и жестоко бичевал современное ему общество. Воздействие «Дамы с камелиями» умножилось, когда, спустя четыре года после появления романа, она зазвучала в виде драмы на сцене. Собственно, тут-то и проявилось настоящее писательское дарование Дюма: блестящие диалоги, сталкивающиеся с быстротой и звоном мечей, сжатые, часто весьма правдивые характеристики, превосходное развитие действия, — все это сделало популярным Дюма-драматурга.
Он остался моралистом в течение всего дальнейшего творческого пути. В своих произведениях он затрагивал острые моральные проблемы и хотя и не вскрывал глубокие корни зла, все-таки имел достаточно смелости, чтобы показать в ярком свете театральной рампы проявления, пусть внешние, болезни загнивающего, опускающегося общества.
Самые значительные произведения Дюма: «Дело Клемансо», «Роман женщины», «Побочный сын» и «Дама с камелиями».
Франческо Мария Пьяве написал для Верди по драме Дюма либретто, назвав оперу «Травиата», что в переводе с итальянского означает падшая женщина. Пьяве же был автором либретто опер «Макбет», «Корсар», «Риголетто», «Симон Бокканегра», «Сила судьбы», «Эрнани», «Двое Фоскари».