Мелодия
12.01.2011 в 15:45.«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов.
Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней - melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
Есть и сочинения, носящие название «Мелодия», например, «Мелодия» С. Рахманинова.
В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.
Л. В. Михеева
Это слово очень красиво само по себе. По-гречески мягкое, благородное. Однажды я увидела плакат с названием выставки «Мелодии огня» и поразилась, насколько верно найден словесный образ. Мелодия, означавшая у древних греков «пение песни», стала словом, обозначающим некую звуковую линию — со своими изгибами, изломами. Линия в пространстве состоит из точек. Линия во времени — из звуков. Те и другие линии бесконечно разнообразны. Но те и другие подчинены общим законам.
Гибкие и прямые, хрупкие и жестко-устремленные, они могут быть простыми и сложными, примитивными и изысканными, томными и энергичными.
Подобно тому как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Вы понимаете, конечно, что не всякое последование слов — речь. Точно так же не всякое последование звуков — мелодия.
Конечно, музыка — это не всегда только мелодия. Музыка-мелодия — в одноголосной песне, в напеве флейты, скрипки или другого инструмента.
Мы не называем мелодией музыку, исполняемую барабаном, потому что вся она — на одном звуке. А в мелодии должны быть звуки разные по высоте.
Звуковысотный рисунок мелодии — это, однако, не все. Не менее важен ее ритмический рельеф. Одно и то же последование звуков ритм может изменить до неузнаваемости.
В музыке многоголосной — фортепианной, симфонической, хоровой — мелодия обычно выделяется на фоне аккомпанирующих ей голосов. Однако, чем более мелодичны другие голоса, тем богаче музыка, и тем более волнующее воздействие она оказывает на людей.
М. Г. Рыцарева