Многоголосие

12.01.2011 в 15:58.

Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии.

Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы говорим о гомофонии (греческое слово homos - означает равный, phone - звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки.

Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI - XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.

В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические вариации - пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие прием имитации. Вершина полифонического искусства - фуга.

Оба вида многоголосия - и гомофонию, и полифонию, - как правило, можно встретить в одном и том же произведении.

Л. В. Михеева


Если вы думаете, что многоголосие — это когда поют или играют два и более музыканта, то вы рискуете ошибиться. И вот почему.

Если хоть тысяча музыкантов исполняют все вместе одну мелодию, — это будет лишь одноголосие. Потому что «голосом» в понятиях «многоголосие» и «одноголосие» считается не каждый инструмент или голос певца, а мелодическая линия, независимо от того, сколько людей будут ее озвучивать. Поэтому если инструмент позволяет одновременно сыграть более одного звука, то играющий на нем один исполнитель может играть многоголосную музыку.

Бывает, что люди поют одну мелодию, но во время пения кто-то ошибется, кому-го захочется приукрасить и разнообразить мелодию. И получается, что мелодия как бы расслаивается. Одноголосие на какие-то моменты становится многоголосием. Это, кстати сказать, самая простая и ранняя форма многоголосия, она называется гетерофонией.

А иногда люди поют одну и ту же мелодию, но один повыше, другой — пониже. Их голоса движутся параллельно, на расстоянии определенных интервалов. Это тоже очень древний вид многоголосия, он называется ленточным.

Однако если эти виды многоголосия возникли стихийно в народной песенности, то с развитием инструментальной музыки появились и более сложные виды многоголосия.

Каждый знает, что сыграть или спеть одновременно разные мелодии — дело нехитрое. А вот чтобы все вместе получилось красиво и складно, то есть чтобы из этого получилась музыка — это уже требует знания правил. В профессиональной музыке исторически сложились организованные по определенным принципам виды многоголосия: полифония, суть которой заключается в том, что все голоса имеют самостоятельную мелодическую ценность, хотя и зависимы друг от друга; гармония, где голоса выстраиваются по акустическим законам благозвучия; гомофония, в которой на основе гармонии голоса разделяются на мелодию и аккомпанемент. Впрочем, о каждом из этих видов организованного многоголосия вы можете почитать здесь отдельно.

К многоголосию мы так привыкли, что перестали его замечать. Оно как бы само собой разумеется. Но знать о нем полезно, потому что когда знаешь — прислушиваешься, а когда прислушиваешься — получаешь гораздо больше удовольствия, понимаешь и чувствуешь красоту музыки.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова