Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Прокофьева «Война и мир»

War and Peace

12.01.2011 в 12:45.

Опера Сергея Прокофьева «Война и мир» / War and Peace

ВОЙНА И МИР — опера С. Прокофьева в 5 д. (13 к.) с хоровым прологом, либретто композитора и М. Мендельсон-Прокофьевой по одноименному роману Л. Толстого. Первые исполнения 1-й редакции (концертные): Москва, 16 октября 1944 г., Ансамбль советской оперы ВТО (фрагменты, в сопровождении фортепиано); Москва, 7 июня 1945 г. (в сопровождении оркестра, под управлением С. Самосуда). Первые исполнения 2-й редакции: I ч. (1-8-я к.) — Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 г., под управлением С. Самосуда; II ч. (9-13-я к.) — Ленинград, Малый оперный театр, 20 июля 1947 г. (генеральная репетиция); всей оперы (концертное) — 29 июня 1953 г., Ансамбль советской оперы ВТО (в сопровождении фортепиано); сокращенного варианта (в 11 к.) — Ленинград, Малый оперный театр, 31 марта 1955 г., под управлением Э. Грикурова; Киев, Театр им. Шевченко, 3 ноября 1956 г., под управлением А. Климова; полного варианта (все 13 к., но с купюрами) — Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 8 ноября 1957 г., под управлением А. Шавердова; Москва, Большой театр СССР, 15 декабря 1959 г., под управлением А. Мелик-Пашаева (с прологом); полностью в виде дилогии (без купюр, но с перестановками) — Пермь, 5 ноября и 26 декабря 1982 г., под управлением В. Рылова.

Великая Отечественная война обусловила замысел и создание оперы, написанной в 1-й редакции (в 4 д., 10 к.) в течение зимы 1941-го и начала весны 1942 г. Однако первоначальная версия не удовлетворила автора, который осознал недостатки сценарной драматургии этого варианта, сосредоточенного на показе судьбы Наташи, хотя и понимал невозможность вместить роман в рамки либретто. Отсюда поиски более стройной и емкой драматургической формы, отбор эпизодов, необходимых для создания органичного целого. 2-я редакция была создана к 1946 г., однако некоторые изменения делались и в дальнейшем.

Прокофьев добивался, чтобы тема войны и патриотического подвига русского народа заняла в спектакле ведущее место. Так появилась во 2-й редакции сцена военного совета в Филях, затем ария Кутузова. Были расширены народные сцены, дописаны многие эпизоды. Замысел разросся до двух-вечернего представления. Ни над одним своим произведением композитор не работал с такой любовью, настойчиво добиваясь возможно более верной передачи идейного содержания великого романа. Прокофьев не увидел на сцене «Войну и мир» в полном объеме, хотя страстно к этому стремился. Незадолго до смерти он сделал сокращенную, одновечернюю редакцию оперы, впервые поставленную в Ленинграде (1955). Чтобы облегчить задачу театра, были исключены две картины. Однако впоследствии был найден способ преодоления трудностей, и опера исполняется в Большом и Мариинском театрах полностью.

«Война и мир» Прокофьева — произведение могучей силы и выразительности. Либретто основано на подлинном тексте романа, не подвергшемся стихотворной обработке. Композитор ставил перед собой задачу передать не столько слова, сколько интонацию речи героев Толстого. Декламационная выразительность речитатива достигает огромной силы.

Опера как бы делится на две части: мир — первые семь картин и война — последние шесть (образ ее впервые появляется в финале 7-й к., при известии о вторжении Наполеона). В этом построении Прокофьев следовал Толстому, хотя предчувствие неизбежности военного конфликта дано уже в первых «мирных» главах романа.

Драматическая инсценировка не может передать всего богатства тем, идей, образов книги, тем более такой гениальной и многоплановой, как эпопея Толстого. В центре событий первой половины оперы — история любви Наташи и князя Андрея, увлечения Наташи Анатолем. Эта существеннейшая сторона романа воплощена в музыке с потрясающей глубиной. Не менее глубоко и сильно выражена тема России, поднявшейся на борьбу с врагом. Прокофьев сумел передать коренное различие между высоким и одухотворенным патриотизмом, эпическим величием Кутузова и авантюризмом, истерически взвинченной бравадой Наполеона. В музыке большое место занимает нежная, поэтическая, задушевная лирика, носительницей которой является Наташа; образ ее в опере достойно продолжает традиции Глинки, Чайковского и в особенности Римского-Корсакова (трепетная нежность, хрупкость интонаций сближают ее со Снегурочкой). Однако в Наташе есть не только чистота и беззащитность, но и недетское мужество, сила воли, душевное благородство. Лирика — самое сильное качество образа героини. Атмосфера, окружающая ее, поэтична. Лирическая стихия достигает кульминации в гениальном вальсе, символизирующем расцвет любви девушки к князю Андрею. Вальс неразрывно связан в сознании Андрея с обликом Наташи. Проведение той же темы в сцене последней встречи умирающего князя с Наташей переключает лирику в драматический план.

Прокофьев — мастер лепки характеров, раскрытия образа через интонацию. Неповторимы речевые характеристики не только главных, но даже на мгновение появляющихся героев (старый князь Болконский). «Интонационная хватка» композитора убеждает в абсолютной жизненности каждого из персонажей. Широко применяя речитативно-декламационный принцип, Прокофьев использует ариозные построения и хоры. Его партитура, органически связанная с классической традицией, своеобразно ее переосмысляет. Речитатив обычно является признаком оперы драматической, ариозные закругленные формы скорее присущи лирической и эпической. Прокофьев сочетает эпическое, лирическое и драматическое начала, ариозность и декламационность. Многие эпизоды и целые страницы «Войны и мира» находятся на уровне высших достижений классического искусства. Такова, в частности, сцена предсмертного бреда Андрея Болконского (12-я к.), равных которой не много в мировой оперной литературе.

Опера Прокофьева завоевала горячую любовь отечественных и зарубежных слушателей. В 1953 г. она с большим успехом была впервые исполнена за рубежом — на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (на итальянском языке, с участием выдающихся певцов: Э. Бастьянини — Андрей Болконский, Ф. Корелли — Пьер Безухов), затем поставлена в Милане («Ла Скала»), Праге, Софии, Лейпциге, Нью-Йорке и многих других городах. Выдающиеся спектакли были осуществлены Б. Покровским в московском Большом театре (1959) и ленинградском Кировском (1977, под управлением Ю. Темирканова). Значительный резонанс имела постановка «Войны и мира» в Петербурге, в Мариинском театре, в 1991 г. (совместно с лондонским «Ковент-Гарденом», под управлением В. Гергиева) и в 2000-м (под управлением В. Гергиева, режиссура А. Кончаловского).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова