Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Прокофьев. Опера «Война и мир»

Глава №59 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Лирические и драматические сиены в тринадцати картинах по роману Л. Толстого «Война и мир». Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой.

Первое исполнение — концертное, 7 июня 1945 года. Первая постановка на сцене — 12 июня 1946 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

Главные действующие лица: Князь Андрей Болконский — баритон (высокий); Наташа Ростова — лирико-драматическое сопрано; Соня — меццо-сопрано; Марья Дмитриевна Ахросимова — меццо-сопрано; Илья Андреевич Ростов — бас-баритон; Пьер Безухов — тенор; Анатоль Курагин — тенор; Элен Безухова — альт; Долохов — бас; Княжна Марья — меццо-сопрано; Князь Николай Андреевич Болконский — бас; Балага, кучер — бас; Цыганка Матреша — альт; Дуняша, горничная Ростовых — сопрано; Денисов — баритон; Матвеев — бас; Главнокомандующий Кутузов — бас; Наполеон — баритон; Ромбалль — бас; Боне, лейтенант — тенор; Платон Каратаев — тенор. Общее число действующих лиц этой оперы, состоящей из двух частей, превышает 70. Кроме того, на сцене появляется хор и целый ряд второстепенных персонажей.

Действие происходит в России.

Картина первая. Дом в усадьбе Ростовых. У них гостит князь Андрей Болконский. Он ищет отдыха и забвения. Теплой майской ночью, стоя у окна своей комнаты, князь Андрей слышит, как поет в своей комнате Наташа. Ее песня — исповедь чистой, неиспорченной души, отражающая невинные тайны девушки. Слушая пение Наташи, Андрей влюбляется в нее, еще не видя, не зная ее.

Картина вторая. Большой бал в аристократическом доме, куда приезжает и сам царь. На балу и Наташа: она впервые выезжает в свет. В присутствии царя все чрезвычайно сдержанны; с его уходом настроение танцующих сразу поднимается. Появляется Пьер Безухов, всем известный «вольнодумец», и поведением, и одеждой резко отличающийся от своих аристократических друзей. С ним приехал и его друг, Андрей Болконский. Пьер замечает, что Наташа не танцует, и советует Андрею пригласить ее. Пока красавец Андрей танцует с Наташей, Пьер думает о том, как бы он мог быть счастлив с Наташей. Его задумчивость прерывает граф Ростов, отец Наташи, который приглашает Пьера посетить их.

Картина третья. Прошло больше года. Наташа уже давно невеста князя Андрея, но по требованию его отца свадьба отложена, а сам Андрей на год уехал за границу. Граф Ростов с Наташей приезжают к старому князю Болконскому, но тот не велит принимать их. Он считает, что ни по своему происхождению, ни по своему состоянию Ростовы не ровня их семье. Наташа глубоко оскорблена недоброжелательным приемом. Напрасно сестра Андрея, княжна Марья, пытается утешить оскорбленную до глубины души Наташу.

Картина четвертая. Салон жены Пьера Безухова, Элен. Элен, которой незнакомы глубокие чувства, сводит ничего не подозревающую Наташу со своим братом Анатолем Курагиным. Молодая девушка оказывается беззащитной против испытанных методов завоевания женских сердец. Курагин предлагает Наташе освободить ее из клетки скучного семейного круга, «похитив» ее, обещая ей любовь и счастье.

Картина пятая. Квартира Долохова, приятеля Анатоля Курагина. Обсуждается план похищения Наташи.

Картина шестая. В доме доброй знакомой Ростовых, старухи Ахросимовой, Наташа ждет Анатоля Курагина, который должен ее увезти. Однако вместо Анатоля появляется Пьер Безухов, узнавший о готовящемся похищении. Пьер сообщает Наташе, что Курагин уже женат и что побег принес бы ей не любовь и счастливое будущее, а стыд и гибель.

Картина седьмая. В доме Пьера собираются гости. Приходит и брат Элен Безуховой, Анатоль Курагин. Пьер строго выговаривает ему за его бездушие по отношению к Наташе и приказывает немедленно покинуть Москву.

Пьер остается один и предается мыслям о собственной судьбе, неудавшейся любви и бесплодно проходящей жизни.

Появление Денисова прерывает его раздумье. Денисов рассказывает Пьеру, что Наполеон стянул к русской границе огромную армию.

Картина восьмая. Стоянка русских войск под Бородином. Крестьяне и солдаты роют окопы, готовясь к предстоящей битве с наполеоновской армией. Князь Андрей Болконский вспоминает о Наташе, о своей любви к ней и горе, что она ему принесла.

Между окопами появляется Пьер. На нем нет военной формы, он в гражданской одежде и пришел сюда, чтобы быть свидетелем «битвы народов». Однако как он ни старается это скрыть, ясно, что он здесь не для того, чтобы просто «быть свидетелем». Пьер хочет стать участником сражения, от которого зависит судьба всей России.

Солдаты и крестьяне приветствуют главнокомандующего русской армии Кутузова. Начинается Бородинский бой.

Картина девятая. Штаб-квартира Наполеона. Император следит за сражением, гул которого доносится сюда. Но напрасно ждет он известий о победе: гонцы просят все новых и новых подкреплений.

Внезапно граната разрывает в клочья трехцветное французское знамя.

Картина десятая. Военный совет в Филях. Генералы обсуждают действия, которые должны последовать за Бородинским сражением. Кутузов непоколебимо настаивает на своем плане: полное отступление. Москву надо сдать противнику.

Картина одиннадцатая. Французские солдаты проходят по улицам Москвы. Они едва двигаются под яжестью награбленного добра. Сжав кулаки, смотрят на мародеров жители. Пьер смешивается с толпой. Душой его завладел план: убить Бонапарта. Во имя этого он готов отдать свою жизнь.

Жители поджигают свои дома. Французы арестовывают и уводят первых попавшихся им людей. Вместе с другими арестовывают и Пьера.

Пьеру удивительным образом удается избежать расстрела. Он попадает в толпу пленных, где встречается с простым русским солдатом, мужиком Платоном Каратаевым. Человечность, душевная теплота и простота Каратаева — качества, присущие страждущему, но все же героически борющемуся русскому народу.

Пленных уводят. Яростно бушует пожар. Появляются первые беглецы-французы — придворные актеры Наполеона.

Пораженный неожиданным оборотом событий, Наполеон смотрит на город, горящий, как факел. Такого самоотверженного сопротивления он не ожидал.

Картина двенадцатая. Далеко в тылу, в тесной крестьянской избе устроено нечто вроде маленького лазарета, в котором находится небольшая группа раненых. Среди них и потерявший сознание, бредящий князь Андрей. Он смертельно ранен. В бреду Андрею кажется, что он снова видит Наташу, слышит ее голос, как тогда, в майскую ночь, когда он невольно подслушал ее пение. Но видение становится действительностью. Перед Болконским стоит Наташа. Андрей умирает у нее на руках.

Картина тринадцатая. Разбитая французская армия отступает к Смоленску. Туда же гонят французы и пленных. С еди них Пьер и Каратаев. Больной Платон Каратаев не может дальше идти. Подскочивший к нему французский солдат стреляет в него в упор. Русские партизаны нападают на французскую колонну и освобождают пленных. Пьер узнает от Денисова, что его жена Элен умерла.

На сцене появляется Кутузов и объявляет собравшимся вокруг него солдатам и крестьянам радостную весть: армия Наполеона разгромлена, император французов покинул поле сражения побежденным.

Народ, ликуя, приветствует Кутузова и победоносное русское оружие.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова