Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



«Отелло»

Глава №125 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

«Отелло» Верди переносит на оперную сцену трагедию Шекспира. Великий итальянский композитор обращается к шекспировскому тексту не впервые: его «Макбет» также построен на трагедии бессмертного английского драматурга. Эта опера была одним из любимейших созданий композитора. Однако у публики она не пользовалась успехом, несмотря на неоднократные переделки. Лишь спустя сорок лет после неудачи «Макбета» Верди снова взялся за шекспировскую тему. На этот раз у него оказался великолепный сотрудник, прекрасный поэт и музыкант Арриго Бойто, который написал либретто «Отелло» на основе оригинала.

Премьера «Отелло» имела громадный успех. Композитор, за плечами которого был уже трудный и славный творческий путь, на этот раз нашел истинно шекспировский тон музыки: кра ота мелодий сочетается в ней с силой и правдивостью выражения. Ясность образных характеристик и сжатый музыкальный язык, лишенный всяких ложных украшений, делают «Отелло» одним из наиболее выдающихся и бессмертных шедевров оперного искусства.

«Отелло» — одна из немногих опер, в которых классическими являются не только музыка, но и текст. «Либреттист» Вильям Шекспир — одна из величайших личностей мировой литературы. Творческая деятельность его совпала с эпохой, называемой обычно английским Ренессансом. Морские суда льют золото на британский остров, королевский двор полон блеска, роскоши, расцветают искусства и одновременно преступления, что скрыты за кулисами этой ослепительной жизни. Процветает театр, но легко обнажаются и шпаги; распрям и столкновениям нередко кладут конец смертельные поединки. В домах аристократов и купцов-миллионеров звучат нежные мелодии, исполняемые на лютне и виргинале, пение мадригалов, но дамы и господа, не считаясь порою с «хорошим тоном», разговаривают друг с другом таким грубым, неотесанным языком, будто они учились говорить у грузчиков быстро развивавшихся в то время портовых городов.

Образованные аристократы и менялы, судовладельцы, цеховые мастера и пивовары охотно листают фолианты французских и английских ученых поэтов, но еще охотнее изучают саму жизнь: где можно найти новый рынок сбыта; г какой мореходной кампанией надо вступить в борьбу во имя «бизнеса»: повысились ли цены на сукно, сколько стоит унция золота в Венеции, в Антверпене и во всесильных городах Ганзы. Это была полнокровная эпоха бурного развития, боевая, полная детского интереса ко всему... На этой почве вырос ослепительно богатый, многокрасочный, сверкающий поэтической красотой мир Шекспира, сочетающий в себе сладостный нектар сказочности с горечью действительности, величие поэзии с силой осуждения, замечательное, захватывающее интересное театральнее действие с бессмертной поэзией философии, глубокого знания жизни.

Уильям Шекспир родился в городе Стратфорде-он-Эйвоне. Согласно исследованиям биографов, отец его, по-видимому, был арендатором, занимался торговлей скотом, а по некоторым сведениям, был и мясником. В жизни городка он, должно быть, играл немаловажную роль, так как в течение своей жизни занимал ряд должностей в городском управлении.

О юности Шекспира известно немногое. Он окончил латинскую школу и, едва достигнув двадцати лет, покинул родной город и поселился в Лондоне. Юноша, очевидно, считал провинциальный городок слишком тесным для себя, а Лондон обешал успех и широкие возможности для учения. Согласно некоторым шекспироведам, это было не единственной причиной: Шекспир якобы вынужден был покинуть дом из-за преследований помещика-аристократа сэра Томаса Люси.

Шекспир сначала примкнул к театральной труппе, покровительствуемой графом Лестером. Спустя несколько лет он привлек к себе внимание уже не только как актер, но и как поэт. Самые большие успехи его связаны с театром «Глобус». Шекспир становится одним из компаньонов-совладельцев театра, оказавшегося столь прибыльным, что на доходы от него поэт вскоре приобретает дом и земельный участок.

В 1603 году он получает самую крупную награду: труппа его удостаивается звания «королевских актеров», особый королевский патент обеспечивает ей спокойную деятельность.

В 1611 году Шекспир возвращается в родной город и прекращает литературную работу; через пять лет он умирает.

Его похоронили в склепе стратфордской церкви 25 апреля 1616 года.

После смерти Шекспира его шедевры на время были забыты. На сцене стал господствовать новый вкус, новые принципы построения драмы. Этот стиль, в противоположность методу Шекспира, предписывал драме единство места, действия и времени. Новое направление в драматургии не благоприятствовало популярности английского поэта, ибо Шекспир, не считаясь с «классическими» единствами, давал волю воображению, смело меняя места действия, и стремился не к нарочитой «сжатости», а к возможно более глубокому и поэтическому отображению действительности.

Спустя столетие после смерти великого драматурга Роу вновь издает произведения Шекспира; вслед за этим, при участии великого актера Давида Гаррика (1717—1770), бессмертные произведения Шекспира начали свое триумфальное шествие по Европе. Благодаря пожертвованиям Гаррика, Шекспиру был построен — с полуторастолетним опозданием — надгробный памятник. Позднее великий актер был похоронен у подножия памятника.

Гаррик познакомил с творчеством Шекспира не только Лондон, а затем Англию, но и, благодаря турне, совершенному в 1763—1765 годах, публику Франции, Германии и Италии.

Особый отклик нашла драматургия Шекспира в Германии, где немецкий писатель Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) оказался первым теоретиком литературы, указавшим в своих критических статьях («Гамбургская драматургия») на эпохальное значение Шекспира.

После опубликования «Гамбургской драматургии» (1763—1769) многие присоединились к точке зрения Лессинга. Шедевры Шекспира стали предметом изучения во всем мире; их перевели на все европейские языки.

Чаще всего Шекспир драматизировал истории, заимствованные из сборников сказок и хроник. Неистощимое воображение поэта придавало материалу этих сказаний совершенно новый облик. Схематические образы он углублял настолько, что плоские фигуры, сошедшие с ветхих пергаментов, наполнялись жизнью, желаниями, жгучими страстями.

Произведения Шекспира не только вводят нас во внутренний мир датского принца («Гамлет»), не только изображают опустошительные войны и мучительные угрызения совести шотландского узурпатора («Макбет»); «Венецианский купец», «Отелло», «Ричард III», «Кориолан», «Юлий Цезарь», помимо их непосредственного содержания, отражают в первую очередь эпоху Шекспира, сущность которой великий английский драматург выразил с необычайной полнотой.

Произведения его полны отражающего жизнь реализма, критики преступных черт эпохи и господствующего класса, безжалостной правдивости, неувядаемой художественной силы и чистой классической поэзии.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова