Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Верди. Опера «Аида»

Глава №124 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в четырех действиях, 7 картинах. Либретто А. Гисланцони.

Премьера — 24 декабря 1871 г. в Каире.

Действующие лица: Царь Египта — бас; Амнерис, его дочь — меццо-сопрано; Аида, рабыня-эфиопка — сопрано; Радамес, полководец — тенор; Рамфис, верховный жрец — бас; Амонасро, царь Эфиопии, отец Аиды — баритон; Верховная жрица — меццо-сопрано; Гонец — тенор; жрецы, жрицы, министры, капитаны, солдаты, эфиопские пленники, рабы, народ, судьи и т. п.

Действие происходит в Египте, в городах Мемфисе и Фивах в эпоху фараонов.

Действие первое

Картина первая. Тронный зал во дворце фараона в Мемфисе.

Верховный жрец Рамфис сообщает Радамесу о вооруженном нападении войска эфиопов на Египет. Богиня Изида уже назначила полководца, под водительством которого египетская армия разобьет войска Эфиопии.

Затем верховный жрец спешит сообщить о решении богини парю. Радамес остается один. Он мечтает о мече полководца («Если б только я был тем воином!»). Затем вспоминает об Аиде, рабыне царевны Амнерис.

Дочь царя, Амнерис, влюбленная в Радамеса, подозревает, что соперница ее не кто иная, как рабыня Аида. Она пробует выпытать у ненавистной ей девушки тайну ее сердца: любит ли она Радамеса?

Входит фараон со своей свитой, во главе жрецов и придворных. В их присутствии он выслушивает донесение гонца о том, что эфиопы напали на страну. Затем сообщает Радамесу: его избрала Изида предводителем египетских войск. Народ желает герою победы и уничтожения армии противника, во главе которой стоит сам страшный царь Эфиопии — Амонасро.

Когда фараон и его свита удаляются, Аида остается одна. Никто не знает, что она дочь царя эфиопов Амонасро... В душе ее смятение: за чью победу ей молиться — Радамеса или Амонасро, отца своего?

Картина вторая. Храм бога Ра в Мемфисе... Жрецы и жрицы молят бога благословить оружие полководца.

Верховный жрец передает Радамесу освященный меч.

Действие второе

Картина первая. Зал в покоях Амнерис.

Царевна хочет убедиться: действительно ли Аида любит Радамеса. Она ставит ей ловушку, сообщая, что юный полководец пал в бою. Отчаяние девушки, а затем радость, когда она узнает, что смерть Радамеса — лишь ложный слух, выдают ее тайну, Амнерис убеждается, что рабыня любит.

Ревнивая, мстительная царевна угрожает Аиде, говоря, что ее, служанку, роковая страсть приведет лишь к могиле.

Затем надменно приказывает ей прислуживать себе на празднестве по случаю прибытия героя — Радамеса.

Картина вторая. Площадь в Фивах.

Ликующая толпа ожидает Радамеса и его войско, возвращающееся с победой. Появляются фараон, Амнерис, верховный жрец, жрецы и знать. За ними следуют слуги с опахалами и гербами. Среди рабынь ждет и Аида.

Фараон благодарит Радамеса за доблестную победу и обещает в награду исполнить любое его желание.

Прежде чем ответить владыке, Радамес просит разрешения показать пленных.

Среди попавших в плен эфиопов Аида с ужасом видит своего отца — царя Амонасро. Она не может сдержать сердца: бросается к нему, обнимает. Царь Эфиопии скрывает, что он не простой офицер. Он и теперь не хочет, чтобы египтяне узнали о его королевском звании. Дав знак своей дочери, он обращается к царю: «Вождь эфиопских войск, грозный Амонасро, погиб на поле боя».

Пленники просят о помиловании, но их мольбы заглушает твердый голос Рамфиса, говорящего, что сами боги предназначили пленников для смерти.

Народ Египта, однако, склонен к милосердию и просит жрецов пощадить несчастных.

Так столкнулись друг с другом народ, жаждущий не мести, а мира, и жрецы, во главе с Рамфисом, требующие беспощадного возмездия.

Полководец-победитель встает на сторону народа. Он просит пощадить пленных эфиопов, побежденных в героической схватке. Фараона связывает данное им обещание — исполнить любое желание Радамеса. Верховный жрец, однако, не сдается: он советует фараону задержать Аиду и ее отца в качестве заложников. Они отвечают за мир своею жизнью.

Фараон следует совету Рамфиса, затем провозглашает: он отдает свою дочь в жены Радамесу, так что со временем трон перейдет к герою-победителю Радамесу и к Амнерис. Пусть этот брак станет залогом безопасности и мира.

Действие третье

Храм Изиды на берегу Нила.

К берегу причаливает лодка, из которой выходят Амнерис и Рамфис. Они идут в храм Изиды, чтобы совершить молебствие по случаю предстоящей свадьбы.

Едва они входят в храм, как появляется Аида, пришедшая сюда на берег по зову Радамеса. Юного полководца еще нет. Ожидающую его Аиду застает Амонасро и требует от дочери, чтобы та выведала у Радамеса тайну: по какой дороге поведет он египетское войско против Эфиопии и где владенья фараона останутся наименее защищенными. Аида с ужасом отказывается исполнить приказ отца, но Амонасро говорит, что своим отказом она предает свой народ. Царь Эфиопии напоминает ей о погибших воинах, убитых детях, разрушенных селах, о зарезанных женщинах. Аида все еще отказывается. Тогда Амонасро отталкивает дочь, отрекаясь от нее. Не в силах выдержать проклятия отца, Аида соглашается на его требование.

Приходит Радамес. Он признается, что напрасны царские почести и трон — он не может, не хочет забыть Аиду. Сейчас он снова готовится в поход, а возвратившись с победой, откроет фараону свою тайну. Он скажет, что любит не царевну, а рабыню-эфиопку. Аида не верит в этот план: ее страшит месть Амнерис. Она видит выход только в бегстве из Египта в далекую Эфиопию, где Радамес найдет домашний очаг, безопасность и новую отчизну.

Но Радамес не в силах решиться на роковой, предательский шаг. Его связывают с родиной тысячи нитей: память о доме, народ, во имя которого он победоносно сражался...

Аида рисует картину их будущего счастья, прекрасной, мирной жизни. Но счастье это они могут обрести, лишь покинув Египет. В сердце Радамеса — трагическая борьба между любовью и верностью родине. Любовь сильнее... юный полководец соглашается с планом Аиды.

Аида спрашивает Радамеса: — Как бежать нам? Какая дорога еще не занята войсками египтян?

Главные силы египтян пойдут против эфиопов через долину Напаты, этот путь, однако, пока никем не охраняется, — говорит Радамес, и вслед за его словами выходит из укрытия Амонасро; он открывает ошеломленному Радамесу свое имя и предлагает ему трон и безопасность в Эфиопии.

В эту минуту из храма Изиды выходят Амнерис и верховный жрец. Предатель! — вскрикивает царевна.

Амонасро выхватывает кинжал и хочет напасть на Амнерис, но Радамес преграждает ему путь.

Царь Эфиопии и дочь его убегают. Радамес же остается. Он протягивает свою шпагу Рамфису: — Верховный жрец, я в твоих руках!

Действие четвертое

Картина первая. Амнерис приказывает привести из темницы Радамеса. Она любит его и хочет спасти. Она просит его только о том, чтобы он защищался перед судьями. Но он не соглашается.

Он готов скорее умереть, чем жить без Аиды. Узнав от царевны, что при побеге погиб лишь Амонасро, а дочь его осталась в живых и ей удалось скрыться от преследователей, он еще упорнее настаивает на своем решении.

Царевна теперь уже просит его только об одном: «Забудь Аиду» Однако Радамес непреклонен.

Стража уводит воина. Жрецы спускаются в судилище для вынесения приговора. С ужасом слышит Амнерис их слова, доносящиеся из подземелья:

«Радамес, защищайся!»

Но Радамес молчит, и вот уже слышен приговор: предателя заживо похоронят, замуровав в скалу!

В безумном отчаянии Амнерис проклинает судей.

Картина вторая. Храм и каменное подземелье. В нем должен быть заживо замурован изменник Радамес. Сверху, из храма, доносятся суровые слова похоронной молитвы. А в глубине подземелья Радамес ожидает смерти, и мысли его — рядом с возлюбленной, которая, как он думает, свободна и уже далеко. Но Аида — здесь. Она прокралась в темницу в скале, чтобы умереть вместе с любимым. Наверху, в храме, Амнерис падает без чувств на каменные плиты, закрывающие вход в темницу Радамеса.

А внизу, в скалистой могиле, влюбленные, обнявшись, прощаются с жизнью.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова