Исторический фон оперы «Аида»

Глава №123 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Вице-король Египта Измаил решил ознаменовать открытие Суэцкого канала блестящими празднествами. Кульминационным событием торжеств была премьера грандиозной оперы Верди «Аида». Заказ кадифа на написание оперы застал Верди в тот период, когда, после парижской постановки «Дон-Карлоса», он на некоторое время прервал свою творческую деятельность. После четырех лет молчания успех нового сценического произведения Верди, «Аиды», превзошел успех всех его предыдущих опер. Публика, собравшаяся по случаю открытия Суэцкого канала, приветствовала «Аиду» как непревзойденный шедевр итальянской оперы. По состоянию здоровья Верди не смог присутствовать на премьере. Дирижировал премьерой в Каире его друг, дирижер Боттезини. Шедрый кадиф, желая продемонстрировать перед миром свою любовь к искусствам и культуре, пригласил самых лучших исполнителей. Список солистов был одновременно и перечислением имен артистов, имеющих мировую известность: Поззони-Анастази, Гросси, Моньини, Медини и Коста.

Либретто «Аиды» было написано замечательным либреттистом Гисланцони по замыслу известного египтолога Генриэтта. Несмотря на это, в либретто лишь едва проскальзывают моменты, относящиеся к истории, обычаям, религии, социальному расслоению, общественным и культурным отношениям древнего Египта. В либретто даже не указано, в каком столетии, при каком фараоне происходит действие. Так что египетская обстановка служит лишь восточным орнаментом, обрамлением действия, и ни в музыке, ни в построении драмы не восстанавливает мира, исчезнувшего тысячелетия назад. В тексте упоминается несколько имен древних богов: Изида, Озирис; намекается на события в Мемфисе и Фивах; известно, что героиня — рабыня и что верховный жрец, Рамфис, обладает властью, перед которой бессильна даже дочь фараона. Упоминаются и Нил, и живущие на границе Египта эфиопы, но по этим намекам невозможно восстановить какую-либо конкретную историческую обстановку. Очевидно, либреттист и композитор даже не ставили перед собой подобной цели. Они хотели раскрыть драму горячей, не страшащейся даже смерти любви и трагический конфликт между горячей любовью Аиды к родине и любовью к Радамесу, герою-врагу. Средствами драмы и драматической музыки они показали в Радамесе честолюбивого и бесстрашного солдата, которого любовь уводит с прямого пути, ведущего к трону, к лаврам, к знатной супруге, и заставляет избрать приниженную рабыню, а затем — могилу в замурованной скале. Египетское обрамление является скорее фоном, чем существенным элементом оперы Верди. Великий итальянский мастер, который в течение всей своей жизни рассказывал об извечных человеческих страстях — любви, страхе, мести, а также о великих идеях, которыми была богата история Италии XIX века — патриотизме, верности своему народу, любви к родному краю, остался верен себе и в «Аиде».

Партия Амонасро, поверженного царя Эфиопии, такова, что ее текст и мелодия могли бы прозвучать из уст итальянского патриота эпохи рисорджименто. Амонастро мог бы петь и о порабощенной, опустошенной земле Ломбардии или Пармы, Тосканы или Неаполя.

Родина потребовала от Аиды самоотверженности, верности, героизма. И именно эта мысль органически объединяет «Аиду» с другими произведениями Верди. Автор «Навуходоносора», «Ломбардцев», «Битвы при Леньяно», «Сицилийской вечерни» и «Дон- Карлоса» отображает в «Аиде» борьбу побежденного народа и победившей власти, причем текст не оставляет сомнений в том, что эфиопы, народ Амонасро и Аиды, недолго будут терпеть на себе оковы.

Ко времени создания «Аиды» всего лишь одно десятилетие отделяло Верди и весь итальянский народ от освободительной войны против австрийской монархии. Знаменитая битва при Сольферино, поколебавшая господство Австрии в Ломбардии, не означала еще окончательной победы. Венеция примкнула к единой Италии лишь семь лет спустя, а Рим, страдавший под ярмом папского господства, встал под трехцветный итальянский флаг едва лишь за год до сочинения «Аиды». Таким образом, в композиторе были еще совершенно свежими и яркими впечатления от освободительной борьбы. Верди, которого с вождями итальянского народа, Мадзини и Гарибальди, связывала личная дружба, отобразил в эфиопах, поверженных, измученных, закованных в цепи, но верных идее свободы, свой народ и его героическую эпоху — эпоху возрождения итальянского единства.

Образ Амнерис, дочери царя, — замечательный символ. Угнетение делает несчастными не только побежденных, но и победителей. Гордая дочь фараона подавлена. Смертельно сраженная, она падает на каменные плиты храма — могилу Радамеса и Аиды. «Мира, мира», — умоляет она небесных богов. Оружие Египта, покорившее народ Эфиопии, смертельно ранило и сердце Амнерис.

Народ Италии почтил Верди славным именем композитора революции и свободы. Этому имени великий мастер остался верен и в «Аиде». Это опера об освободительной борьбе, а образ Аиды — памятник всем тем, кто пожертвовал своей любовью и счастьем ради своего народа.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова