«Похищение из сераля». Место действия

Глава №22 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Слушателю оперы Моцарта кажется, что перед ним раскрываются страницы книги сказок, написанной лет сто пятьдесят назад. Страны Востока — в представлении человека эпохи рококо — были волшебным краем, ожившим из «Тысячи и одной ночи», где закутанные в покрывала и одетые в шальвары люди живут сказочной жизнью героев восточных легенд. Постановщики оперы когда-то именно так и воспринимали творение Моцарта. Герои его были превращены в марионеток, которые управлялись с помощью тонких нитей воображения писателя и в которых едва ли было больше жизни, чем в кукольных человечках, смастеренных из тряпок и ваты. Действительно, Моцарт и Готтлоб Стефани изобразили в своей музыкальной пьесе не подлинный Восток и не настоящих турок. У европейцев того времени едва ли было реальное представление о турках и об их стране. Авторы искали лишь некий экзотический край, который дал бы возможность для свободного полета воображения и предоставил бы случай высказать свое мнение о слугах и владыках, о подобострастных лакеях и великодушных, настоящих людях.

Фигура Осмина напоминает недоброй памяти графа Арко, гофмейстера при дворе зальцбургского герцога-архиепископа. В шумном, беспощадном, мстительном и в то же время смешном Осмине оживает фигура зальцбургского «главного лакея», который сыграл не последнюю роль в том, что юному Моцарту пришлось испытать немало оскорблений и унижений и от герцогских прислужников, и от самого архиепископа. Паша Селим, который в этой прелестной опере воплощает прощение, подлинные человеческие чувства, иначе говоря, гуманизм, является изображением того, каким по представлению лучших людей эпохи просвещения должен быть подлинный монарх! Он мудр, не поддается жажде мести, доступен человеческим чувствам и трезвым размышлениям. Свою власть Селим использует не для зла, а для того, чтобы доставлять людям как можно больше добра, радости, счастья. Но подобные гуманные властители, разумеется, жили только в воображении поэтов.

В опере Моцарта мы видим на сцене уже не бездушных марионеток, а живых, чувствующих людей, которые иногда героически, иногда с помощью хитрости, но самоотверженно и стойко борются за свое счастье.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова