Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni)

06.01.2011 в 19:02.

Масканьи. «Сельская честь». Интермеццо (дирижер — Т. Серафин)

Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni)

Итальянский композитор. Масканьи — один из представителей оперного веризма. Это направление возникло под воздействием итальянской литературы и театра конца XIX в. Герои из социальных низов, из среды обездоленных и неимущих, жизненные коллизии и человеческие судьбы, столкновения страстей и характеров — таковы отличительные признаки веризма в разных областях искусства. Отсутствие больших идей, налет мелодраматизма ограничили, однако, историческое значение этого направления. Характерные черты веризма воплотились в первой опере Масканьи «Сельская честь» («Деревенское рыцарство», 1890), прославившей его имя, написанной для конкурса, устроенного издателем Сондзоньо в Милане в 1890 году, и получившей первую премию. Опера эта быстро обошла все европейские сцены, составив композитору громкое имя.

«Сельская честь» — первый в истории законченный образец веристской оперы. Успех сочинения был не случаен. Утомленная ходульными сюжетами и напыщенностью романтических и псевдоромантических опер, устав от сценических хитросплетений эпигоном вагнеровского искусства, Италия жаждала увидеть в театре реальную жизнь, действительность, близкую и понятную народу; такова была неизбежная, логически оправданная реакция публики на крайности предшествующего периода. Заменив полубогов и аристократов простыми крестьянами, бутафорские страсти — глубокими, подлинно человеческими чувствами, Масканьи, а вслед за ним Леонкавалло и Пуччини откликнулись на запросы эпохи, требовавшей от художников искренности и правдивости, естественности и простоты. В этом — бесспорная историческая заслуга названных композиторов. Вместе с тем было бы ошибкой отождествлять веристское искусство с реалистическим изображением действительности. Обращаясь к остродраматическим жизненным ситуациям (преимущественно любовного порядка), композиторы-веристы не смогли подняться до подлинных высот художественного синтеза; интересуясь в основном сердечными неурядицами героев, они оказались не в состоянии отразить в своих произведениях все богатство и многообразие внешнего мира. К тому же склонность к сентиментам и подчеркнутый мелодраматизм обесценили немало страниц даже в лучших веристских операх. В результате Верди, в операх которого мы встретим патриция и трубадура, испанского гранда и египетского военачальника, Верди, повествующий о заговорах, похищениях, дуэлях и мятежах, оказался ближе к реальной действительности, нежели первооткрыватели «социальных низов» — Масканьи, Леонкавалло и Пуччини, с их скромными поселянами, балаганными шутами и бессребрениками из парижских мансард.

Пьетро Масканьи родился 7 декабря 1863 г. в Ливорно. Завершив музыкальное образование в Миланской консерватории, несколько лет работал капельмейстером и городским музыкальным руководителем в Чериньоле. После успеха «Сельской чести» был назначен директором музыкального лицея в Пезаро, а затем директором Национальной музыкальной школы в Риме. Кроме «Сельской чести», Масканьи создал еще 14 опер («Друг Фриц», 1891; «Вильям Ратклиф», 1895; «Ирис», 1898; «Маски», 1901 и др.; последняя, «Нерон», написана в 1935 г.), оперетту. Они, однако, не стали репертуарными. Лучшим страницам музыки этого композитора присущи эмоциональная искренность и темпераментная сила, напевность и выразительность мелодики.

Масканьи умер 2 августа 1945 года в Риме, надолго пережив почти всех своих современников.

Основные оперы: Сельская честь (1890), Друг Фриц (1891), Братья Ранцау (1892), Вильям Ратклиф (1895), Ирис (1898), Маски (1901), Паризина (1913), Жаворонок (1917), Маленький Марат (1921), Нерон (1935).

Интересные факты

1. правила светского тона

Как-то Масканьи дирижировал в "Ла Скала" своей новой оперой. Это была премьера. И вдруг он заметил, как одна хорошо знакомая ему графиня покинула театр сразу после второго акта. Композитора это, естественно, задело и на следующий день он выразил графине свое неудовольствие.
- Ах, мой дорогой, пожалуйста, не сердитесь, - отозвалась графиня, - ведь я - светская женщина и должна придерживаться правил хорошего тона; я всегда покидаю театр после второго акта!
Через некоторое время эта светская дама пригласила Масканьи на любительский оперный спектакль, где она исполняла небольшую партию в последнем акте.
- Вам понравилось, как я спела? - поинтересовалась графиня у Масканьи после спектакля.
- Неплохо, сударыня, - с поклоном отвечал он, - однако мне кажется, что вы нарушили правила хорошего тона, ибо вам нужно было уйти из театра после второго акта...

2. "учитель" и "ученик"

В те годы, когда Масканьи жил в Милане, в городе было множество бродячих шарманщиков. Как-то раз один из них остановился перед окном Масканьи; его шарманка играла не что-нибудь, а именно Масканьи... Но шарманщик слишком быстро крутил ручку своей шарманки, мелодия звучала в таком быстром темпе, что маэстро в конце концов не выдержал, выбежал на улицу и сам стал вертеть ручку шарманки, показывая шарманщику, в каком темпе нужно играть.
На следующий день тот же шарманщик снова появился перед окном композитора. Но теперь на его инструменте красовался приклеенный большой кусок картона, иа котором было написано: "Ученик великого Масканьи. Просьба не скупиться"...

3. хор младенцев

Однажды клакеры пришли к Масканьи и потребовали от композитора внушительную сумму за ближайшие десять премьерных спектаклей его оперы. Масканьи платить отказался. Тогда клакеры пригрозили устроить ему сюрприз. На премьерном спектакле на галерку неизвестным образом пробралась группа женщин с грудными младенцами на руках. И в самых лучших местах оперы нанятые клакерами мамаши начинали щипать своих младенцев, которые ревели на весь зал, заглушая не только арии и дуэты, но даже оперные хоровые сцены.

4. прославленный неудачник

Знаменитый Масканьи как-то раз признался со смехом:
- А ведь, между прочим, я самый настоящий неудачник. Пожалуй, еще никого не выгоняли из трех консерваторий "за абсолютную неспособность к музыке"...

5. премьера... оптом

Премьера оперы Масканьи "Маски" состоялась в один и тот же день и час сразу в семи итальянских городах: Риме, Неаполе, Генуе, Турине, Милане, Венеции, Вероне. Произошло это благодаря недоразумению: Масканьи обещал первую постановку своей новой оперы Венеции, а его издатель Сонцоньо, которому композитор продал права на оперу "Маски", - Риму. Выяснив это, ни тот ни другой отказать театрам уже не могли и решили - чем больше, тем лучше... Узнав об этом, еще пять театров обратились к композитору с просьбой.
- 3а одну премьеру денег в семь раз больше. Ну кто от этого может отказаться? - весело объяснял композитор своим друзьям эту комическую ситуацию.

6. мой гонорар больше!...

Однажды Масканьи пригласили принять участие в большом музыкальном фестивале, посвященном памяти Верди. Узнав, что кроме него пригласили еще и Тосканини, Масканьи, завидовавший его дирижерской славе, принял приглашение с условием, что он получит гонорар более высокий, чем Тосканини. - Пусть будет больше хотя бы на одну лиру, - настаивал Масканьи.
Фестивальный комитет согласился. Получая гонорар, Масканьи с удивлением обнаружил, что ему причитается... одна лира.
- Маэстро, дело в том, что Тосканини дирижировал бесплатно....

7. носки не подведут!

Будучи большим оригиналом и человеком крайне суеверным, отправляясь на выступление, Масканьи надевал разные носки: на правой ноге - голубой, а на левой - красный. Когда журналисты спрашивали, что это должно обозначать, Масканьи отвечал решительно:
- Это обмундирование моего успеха.

8. мне так нравится ваша музыка!..

Когда Масканьи выступал в Лондоне, он был приглашен в Виндзор, и королева попросила его сыграть отрывок из "Сельской чести".
- В опере есть одна мелодия, которая мне особенно нравится, - заметила королева Виктория.
Масканьи сыграл интермеццо, но королева сказала, что это не тот отрывок, который ей нравится. Масканьи сыграл увертюру, но и на этот раз не угадал. Тогда Масканьи стал играть большой дуэт из оперы, однако и это было не то, что желала услышать королева.
- Впрочем, я помогу вам припомнить мой любимый отрывок из оперы, - сказала королева, - и, сев к инструменту, начала наигрывать пролог из знаменитой оперы Леонкавалло "Паяцы".

Произведения

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова