Опера Масканьи «Сельская честь»

Cavalleria rusticana

12.01.2011 в 13:36.

Масканьи. «Сельская честь». Интермеццо (дирижёр — Т. Серафин)

Опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». Постер Рафала Ольбиньского

Мелодрама в одном действии Пьетро Масканьи; либретто Дж. Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по одноименной новелле Дж. Верги.
Первая постановка: Рим, театр «Костанци», 17 мая 1890 года.

Действующие лица: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо-сопрано), Турриду (тенор), Альфио (баритон), Лючия (контральто), крестьяне и крестьянки.

Действие происходит на площади одной из деревень Сицилии в конце XIX века.

За сценой слышится голос Туридду, поющего Лоле сицилиану. Народ входит в церковь: сегодня пасха. Хор прославляет природу и любовь («Gli aranci olezzano»; «Пышно плоды на деревьях красуются»). Сантуцца входит в таверну Лючии, матери Туридду, чтобы узнать что-нибудь о своем возлюбленном, который последнее время ее избегает. Появляется возчик Альфио, муж Лолы («Il cavallo scalpita»; «Кони бешено летят»), он между прочим упоминает о том, что видел Туридду утром около своего дома. Слышится праздничный хор («Inneggiamo al Signore risorto»; «Пойте песнь торжества»).

Сантуцца признается Лючии в своей печали: Туридду до службы в армии был женихом Лолы, но она не дождалась его, вышла замуж за Альфио. Туридду будто забыл свою юношескую страсть, влюбившись в Сантуццу, но теперь Лола вновь влечет его к себе («Voi lo sapete, o mamma»; «Вдаль уходя солдатом»). Оставшись на площади наедине с Туридду, Сантуцца обвиняет его в неверности. Мимо проходит Лола, с вызовом поющая песенку («Fior di giaggialo»; «Цветок зеркальных вод»). Туридду, в ярости отталкиая Сантуццу, которая проклинает его, входит в церковь. Сантуцца все рассказывает Альфио. Тот приходит в ярость и решает отомстить («Ad essi non perdono»; «Им нет прощенья»).

Действие прерывает интермедия. Затем Туридду приглашает всех выпить (песня с хором «Viva il vino spumeggiante»; «Здравствуй, золото стакана») и прославляет красоту Лолы. Альфио с презрением отвергает его приглашение присоединиться к пирующим. Соперники, по старинному обычаю, обнимаются, вызывая друг друга на поединок, при этом Туридду кусает Альфио за ухо. Чувствуя жалость к Сантуцце, Туридду просит мать позаботиться о ней и уходит. Некоторое время спустя слышатся вопли женщин: «Убит Туридду».

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ (Cavalleria rusticana) — опера П. Масканьи в 1 действии, либретто Дж. Тарджони-Тодзетти и Г. Менаши по одноименной новелле и пьесе Дж. Верги. Премьера: Рим, театр «Констанци», 17 мая 1890 г. (Дж. Беллинчони — Сантуцца).

Положенная в основу либретто новелла Дж. Верги была им же переделана в драму для Э. Дузе. Опера Масканьи получила премию на конкурсе, организованном итальянским издателем Э. Сонцоньо (1889). Утвердившееся ее русское название не совсем точно передает смысл итальянского заглавия, которое скорее означает «Сельское благородство» или «рыцарство».

Действие происходит в сицилийской деревне. Молодая крестьянка Сантуцца, соблазненная и брошенная Туридду, рассказывает возчику Альфио, что его жена Лола — любовница Туридду. Ревнивый Альфио окорбляет Туридду, кусая его за ухо, что по сицилийскому обычаю означает вызов на смертный бой. Соперники дерутся на ножах. В поединке Туридду убит.

Опера Масканьи — один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои — простые люди, жители села.

Драма чувств выражена композитором правдиво, сильно. Сочетание натуралистически-бытовой картины крестьянской жизни с музыкой, впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы передать колорит среды. Вся драма развертывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Симфоническое интермеццо, отделяющее финал от предшествующего действия, создает временную перспективу. Драматизм музыки, ее напевность, свежесть красок определили жизненную судьбу оперы. Впервые в России она была показана в 1891 г. в Москве итальянской труппой и почти сразу на русской сцене в Екатеринбурге Музыкальным кружком (дирижер Г. Свечин). На профессиональной русской сцене «Сельская честь» была впервые исполнена в сезоне 1892/93 г. в Казани антрепризой В. Петровского, а затем поставлена в 1892 г. в московском Театре Шелапутина; 18 января 1894 г. прошла премьера в Мариинском театре (с участием Медеи и Николая Фигнер, М. Славиной и А. Чернова), а 21 сентября 1903 г. — в московском Новом театре. Последняя постановка в Большом театре относится к 1985 г. «Сельская честь», как и «Паяцы» Леонкавалло, не сходит с мировой сцены, в главных ее партиях выступали крупнейшие артисты — Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, З. Соткилава и др.

В 1982 г. опера была экранизирована (режиссер Ф. Дзеффирелли; П. Доминго — Туридду, Е. Образцова — Сантуцца).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова