Следуя заветам Тосканини
Глава №63 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию24 апреля 1935 года, когда готовилась война с Эфиопией, в "Ла Скала" шло гала-представление Аиды. Поражение эфиопов в опере, по замыслу официальных руководителей искусства, должно было восприниматься как благоприятное предзнаменование.
Однако старания идеологов Муссолини не приводили к ожидаемым результатам. Более того, влияние фашистских руководителей весьма скверно сказалось на репертуаре "Ла Скала".
На афише стали появляться оперы современных композиторов, написанные в профашистском духе. К примеру, музыкальная драма Нино Каттоццо Рассвет возрождения, поставленная 24 января 1934 года, прославляла "здоровый" итальянский народ, "давший миру множество героев, святых и мореплавателей". В ней действовали древнеримские легионеры, огнём и мечом покорявшие африканские племена.
Выведенная на сцену незадолго до начала агрессии в Эфиопию, опера пыталась поднять боевой дух итальянцев. Но она оказалась настолько бесцветна и примитивна, что после трёх представлений навсегда исчезла со сцены.
Промелькнули в "Ла Скала" и другие профашистские оперы. Композиторов, которые подлаживались под требования нацистских идеологов, как правило, ждали творческие неудачи. Эпигонские попытки продолжить веристские традиции в опере привели к появлению худосочных творений, о которых историки итальянской музыки предпочитают умалчивать. Не оставили художественных ценностей и авангардисты, оперные творения которых напоминали всё что угодно, только не музыку.
Лучшие композиторы Италии тяжело переживали "чёрное двадцатилетие", как называют в Италии время фашистской диктатуры. В своих сочинениях они предпочитали обращаться к прошлому или писать непрограммную симфоническую музыку.
Об Ильдебрандо Пиццетти, чьи оперы часто ставились в "Ла Скала", музыкальный критик Массимо Мила говорил что "в каком-то смысле опера Пиццетти ― это уход от жизни, свободная фантастическая конструкция другой действительности, возникающей из контраста между человеческими страстями и законами морали».
Театр "Ла Скала" тем не менее старался не изменять своим традициям. Основу его репертуара даже в пору "чёрного двадцатилетия" составляли оперы итальянских классиков: бессмертные творения Джузеппе Верди Трубадур, Травиата, Риголетто, Сила судьбы, Набукко, Макбет, Эрнани и другие; оперы Гаэтано Доницетти Линда, Полиевкт; шедевры Джоаккино Россини Севильский цирюльник, Золушка, Моисей; Норма, Сомнамбула Винченцо Беллини, Богема, Мадам Баттерфлай Джакомо Пуччини, произведения композиторов-веристов.
Возрождались давно забытые оперы Орфей и Возвращение Одиссея Клаудио Монтеверди, Севильский цирюльник Джованни Паизиелло, Тайный брак и Импресарио в тревоге Доменико Чимарозы, Два дня Луиджи Керубини.
Часто ставились оперы Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Рихарда Вагнера, Кристофа Виллибальда Глюка, Карла Марии Вебера и других зарубежных композиторов, в том числе, произведения современных авторов, которые уже входили в разряд классических — Саломея, Электра, Женщина без тени Рихарда Штрауса, Секейская прядильня Золтана Кодаи, Жизнь коротка Мануэля де Фалья, Анфион Артюра Онеггера. С большим успехом шли оперы Модеста Петровича Мусоргского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина.
Несмотря на давление фашистской цензуры, лишавшее руководство театра инициативы в проведении художественной политики, театр "Ла Скала", следуя заветам Тосканини, отстаивал демократические позиции. И хотя, по выражению одного итальянского критика, "ореол его слегка запотел", он боролся за право быть лучшим оперным театром страны.
Все его "совринтенденте" ― генеральные директора ― в том числе Анита Коломбо, защитница принципов Тосканини, умело маневрируя, подчас идя на компромиссы, сумели сохранить высокий уровень спектаклей. На сцену не проникали произведения откровенно модернистские. Футуристам и экспрессионистам путь был преграждён.
Современные итальянские композиторы Отторино Респиги, Альфредо Казелла и менее известные — Риккардо Зандонаи, Джорджо Гедини, Антонио Веретти, Альберто Латтуада, Франко Казавола, Адриано Луальди, привлекавшие своей художественной честностью, представляли в "Ла Скала" итальянскую оперную школу. По-прежнему миланский театр славился своими исполнителями — певцами и дирижёрами.
Заключим, однако, в "скобки" этот период, когда "Ла Скала" жил и работал без Тосканини, хотя и руководствовался его основными принципами.