Стройность, точность и теплота
Глава №44 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ эпоху Тосканини в "Ла Скала" состоялись две абсолютные премьеры, вошедшие в историю итальянского музыкального театра: 1 мая 1924 года впервые вышла на сцену опера Арриго Бойто Нерон, а 25 апреля 1926 года начала сценическую жизнь Турандот Джакомо Пуччини.
Созданию оперы Нерон Арриго Бойто посвятил почти полвека. Опера эта очень мучила его: он писал, перечёркивал, изменял, добавлял, переделывал, уточнял, уничтожал всё написанное и вновь принимался за работу.
Шаляпин вспоминал, что, приезжая в Милан, он не раз бывал у композитора и всегда видел на столе партитуру Нерона, но когда певец хотел посмотреть ноты, Бойто закрывал их, говоря, что это "музыка секретная".
Несколько раз в конце позапрошлого столетия и в начале прошлого театр "Ла Скала" объявлял о скорой премьере новой оперы Бойто. Но композитор забирал партитуру из театра и снова садился за переработку. Из-за своей "легендарной неудовлетворённости" он так и не закончил своё сочинение. Незадолго до его смерти (10 июня 1918 года) Тосканини посетил Бойто в больнице. Дирижёр дал умирающему другу клятву поставить Нерона в "Ла Скала".
Тосканини познакомился с либретто ещё в 1901 году, знал о всех мучениях Бойто, помогал ему советами, дружеской поддержкой. Маэстро тщательно изучил рукописи, оставшиеся после кончины композитора. Клавир почти закончен, но инструментовка, по мнению маэстро, оказалась "никакой".
С помощью композиторов Антонио Змарелья и Винченцо Томмазини дирижёр провёл тонкую, кропотливую работу по "починке" оперы. Все мелодии Бойто остались неприкосновенными, не нарушены ни тематическое развитие, ни гармонические разработки, лишь несколько изменена, вернее, "очищена" инструментовка.
Премьера Нерона состоялось 1 мая 1924 года. Первое представление в "Ла Скала" превратилось в национальное торжество. Постановка получилась исключительно богатой и впечатляющей. Всё огромно, масштабно: сотни хористов и статистов, одетых в римские боевые доспехи, туники и тоги из дорогого материала; на сцену выезжали колесницы, запряжённые четвёрками белых лошадей, — все детали оформления (художник Лодовико Польяги) тщательно выверены.
Исполнение искреннее, взволнованное. Оркестр и хоры звучали потрясающе слитно. Стройность, точность и теплота — качества, свойственные дарованию Тосканини, проявились в полной мере. Каждый певец достиг свободного владения партией. Нерона пел Аурелиано Пертиле, Астерию — Роза Раиза, Фануэля — Карло Галеффи, Симона Mагo — Марсель Журнэ — созвездие певцов первой величины. Сбор оказался рекордным –– 827 тысяч лир.
Зрители встретили спектакль громкими аплодисментами. Но они служили скорее проявлением вежливости, нежели выражением подлинного восторга.
Хотя Тосканини неоднократно повторял Нерона в "Ла Скала, а потом поставил в Турине и Болонье, тем не менее опера не стала репертуарной. По определению итальянских критиков, она скорее походила на грандиозный мавзолей, в котором покоится прах великого сердца Бойто.