Не порывая связи с Италией
Глава №30 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ летние месяцы Артуро Тосканини тоже обычно продолжал интенсивную деятельность. Он гастролировал по Европе и Южной Америке. Во время выступлений с группой солистов "Метрополитен" в Париже, где дирижёр провёл в 1913 году в театре "Шатле" 17 спектаклей, он присутствовал на опере Мусоргского Борис Годунов с участием Фёдора Шаляпина.
Опера поразила Тосканини шекспировской мощью музыки и глубиной психологических характеристик. Она ещё никогда не шла в Соединённых Штатах. Дирижёр решил во что бы то ни стало поставить её в "Метрополитен".
Гатти-Казацца упорно сопротивлялся, утверждая, что без Шаляпина опера провалится. А певец категорически отклонял все предложения нью-йоркского театра. Он уже пел там незадолго до прихода Тосканини, и ничто не могло заставить его вернуться в эти, как он выражался, "торговые ряды, по которым ходят бритогубые, желтолицые люди, очень деловитые и насквозь равнодушные к театру".
Шаляпин, исполняя прежде в "Метрополитен" свои партии, пытался бороться с рутиной в этом театре, но его попытки оказались безуспешными. Один из солистов объяснил русскому гению: — Здесь тонкостей не требуют, было бы громко!
Насквозь коммерческая организация дела, невзыскательность в постановке спектаклей произвели на Шаляпина отвратительное впечатление. Пресса ругала его, обвинив в неблагодарности и невоспитанности. Великий артист надолго потерял желание выступать в Америке.
Рассчитывать на его участие в Борисе Годунове не приходилось, и тогда Тосканини убедил Гатти-Казацца выпустить оперу с Адамом Дидуром в заглавной партии. Дирижёр настоял, и в 1913 году Бориса Годунова впервые показали в Соединённых Штатах.
Спектакль прошёл с большим успехом. Как отмечал американский биограф Тосканини Говард Тобман:
"Постановка оперы Мусоргского явилась одним из самых великих подвигов маэстро в Нью-Йорке, и Борис Годунов останется одним из самых великолепных спектаклей за все 27 лет, пока театром управлял Гатти-Казацца".
Писатель Ричард Олдридж считал, что эта интерпретация Бориса Годунова гениальна. Годы, когда Тосканини руководил "Метрополитен" –– 1908 ― 1915, –– признаны в США "золотым веком" этого оперного театра.
Работая в Америке, Тосканини не прерывал связей с Италией. Летом 1909 года он дирижировал в неаполитанском театре "Сан-Карло" концертом памяти Джузеппе Мартуччи, известного итальянского композитора и дирижёра; в Милане открыл цикл концертов народной музыки, организованный профессорами и студентами консерватории.
В следующем году он исполнил в римском театре "Костанци" Реквием Верди, а на Международной выставке в Турине выступил с пятью симфоническими концертами. В ноябре 1912 года в только что созданном в Милане "Театро дель Пополо" ("Театр народа") провёл два вечера, посвящённых Бетховену и Вагнеру.
Наибольшее удовлетворение доставило Тосканини посещение Италии в ноябре 1913 года в дни празднования 100-летия со дня рождения Джузеппе Верди. Дирижёр управлял хором в несколько тысяч человек, который спел в честь великого композитора национальный гимн. В "Ла Скала" объявили вердиевский фестиваль, и Тосканини дирижировал Реквиемом и оперой Фальстаф. Кроме Тосканини, на фестивале выступали и другие итальянские дирижёры, в том числе и Пьетро Масканьи. Однако этот маэстро согласился дирижировать лишь при условии, что ему заплатят больше, нежели Тосканини.
–– Мой гонорар должен быть выше, –– заявил он, –– пусть хотя бы на одну лиру, но выше. Дирекция согласилась. Когда закончился фестиваль, Масканьи выплатили… одну лиру. Потому что на фестивале в честь Верди Тосканини дирижировал безвозмездно.
Вскоре маэстро посетил родные места Верди –– деревню Ронколе и городок Буссето (близ Пармы). Тут в крохотном театре, едва вмещавшем 150 человек, с оркестром из сорока музыкантов, дирижёр поставил Фальстафа и Травиату.
Оперы эти, словно предназначенные для небольшой аудитории, прозвучали на маленькой сцене особенно тепло. Зрители находились совсем рядом с исполнителями, и ни один нюанс не ускользал от них.
По отзывам рецензентов, "маэстро дирижировал операми с таким тонким тактом и точной соразмерностью всех частей, что спектакли превратились в драгоценные жемчужины". Весть о необычных, "домашних" представлениях облетела всю Италию. Из Милана, Турина, Рима, Болоньи съехались любители музыки. Присутствовали на спектаклях и виноградари, крестьяне из соседних долин. Это получился подлинно народный праздник.
Жители родного города Верди с признательностью отметили заслуги Артуро Тосканини, избрав его почётным гражданином Буссето.