Метрополитен» преобразился
Глава №28 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТосканини прибыл в Нью-Йорк осенью 1908 года. Но положение в "Метрополитен" ещё предстояло завоёвывать. В театре преобладало немецкое влияние. Большинство оркестрантов, дирижёров и руководителей "Метрополитен" — выходцы из Германии. Естественно, что они отстаивали в театре свои интересы и свою музыку. Ведущие оперы в репертуаре — сочинения Рихарда Вагнера.
Артуро Тосканини решил дать бой в этом, казалось бы самом неуязвимом для немцев месте. С большим трудом он добился права, кроме итальянских опер, дирижировать и вагнеровскими музыкальными драмами (не выдержав этой борьбы, Густав Малер через год покинул "Метрополитен").
Маэстро начал репетиции с Гибели богов. Поначалу оркестранты просто не понимали, чего он хочет, настолько его трактовка оказалась нетрадиционна. В исполнении итальянского маэстро Вагнер не терял монументальности, грандиозности архитектурных пропорций, но дирижёр умел выявлять многообразие деталей, богатство нюансов, которые делали вагнеровскую музыку мелодичной, человечной, глубоко волнующей. Оставаясь логичной и стройной, она приобретала трепетность и певучесть.
Маэстро поразил оркестр тем, что на первую же репетицию Гибели богов пришёл без партитуры. Музыканты насторожились. Когда же вскоре после начала дирижёр остановил оркестр и сделал замечание виолончелистам: они берут ля-диез вместо си-диез — те запротестовали. Всегда в этом месте здесь играли именно так. Послали за партитурой, и все убедились, что Тосканини прав.
С первой репетиции маэстро дирижирует оперой наизусть с поразительной точностью.
«Я присутствовал на одной из них, – Гибели богов – не более, не менее, – вспоминал известный тенор Лео Слезак, певший тогда в "Метрополитен". –– Тосканини остановил оркестр: "Послушайте, господа, ещё раз от буквы "К", семь тактов». Нередко исполнители приходили в такой восторн от феноменальной памяти Тосканини, что начинали аплодировать, но он не любил восхвалений и противился им, подчас довольно резко".
Дирижёр не допускал никаких вольностей. Оперным "дивам", избалованным мировой славой, снисходительностью публики и дирекции, подобная дисциплина пришлась не по душе. Но Тосканини оставался неумолимым в своих требованиях. Он не считался ни с именами, ни с положением, своими едкими и точными замечаниями ставя исполнителей на место. Например, знаменитая Джеральдина Фаррар, привыкшая вольно обращаться с темпом и ритмом, встретила резкий отпор со стороны Тосканини.
–– Быстрее, синьорина, быстрее! –– поторапливал её дирижёр.
Певице вскоре надоело такое понукание, и она с раздражением воскликнула:
–– Маэстро, вы должны дирижировать так, как пою я, ведь я –– звезда!
Тосканини прервал репетицию и в наступившей тишине сухо произнёс:
–– Синьорина, звёзды бывают на небе, здесь мы только артисты, и вы –– плохая артистка!
И приказал:
–– Приведите сюда другую сопрано!
16 ноября 1908 года оперой Аида Тосканини открыл сезон в "Метрополитен". Рецензент газеты "Нью-Йорк таймс" Ричард Олдридж писал об этой премьере Аиды:
«Музыкальный тонус спектакля необыкновенно высок, и одухотворённость, пронизывающая его, несомненно исходила от нового дирижёра. Он вносит в своё исполнение энергию и мужественность, покоряющую мощь и властную силу; ресурсы его безграничны, он сосредоточивает в своих руках все элементы исполнения».
С этого спектакля началась новая эпоха в "Метрополитен", связанная с именем Артуро Тосканини. Все семь лет, которые он провёл в этом театре, только ему принадлежала честь открывать сезон (кроме 1912 года, когда из-за его болезни за пульт встал другой дирижёр). Театр преобразился. Иначе зазвучал оркестр, который маэстро увеличил и усилил, заменён хор, заново переоборудована сцену. А главное — иными стали спектакли: не слышалось больше избытка мощи в голосах солистов, не громыхал оркестр, исчезли чрезмерная пышность в декорациях и нелепая цветовая пестрота в костюмах, массовые сцены приобрели стройность, больше внимания обращалось на актёрское поведение исполнителей.
Тосканини по-прежнему следил за всем, за каждой мелочью в спектакле. Он совершил поистине титанический труд, если учесть, что новых постановок в "Метрополитен" из-за конкуренции с другими театрами осуществлялось гораздо больше, чем в "Ла Скала". За семь лет работы в "Метрополитен" Тосканини поставил и возобновил 85 опер, из них 59 итальянских, 13 немецких, 10 французских и 3 русских.