Конфликт
Глава №27 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ начале 1908 года по Милану стали распространяться слухи о том, будто Гатти-Казацца и Тосканини собираются переехать в Нью-Йорк, в театр "Метрополитен". Дирижёру уже не раз предлагали заключить контракт с этим театром, но даже в тяжёлый для себя период, в 1903 году, впервые порвав с "Ла Скала", он отказался от приглашения. Маэстро утверждал:
–– "Метрополитен" следовало бы сжечь. Уже сорок лет назад это был никудышный театр. Много раз меня приглашали туда, но я всегда говорил нет. Карузо, Скотти приезжали в Милан и говорили мне: «Нет, маэстро, "Метрополитен" – театр не для вас. Он хорош, чтобы делать деньги, но это несерьёзный театр.»
Однако работать в "Ла Скала" становилось всё сложней и сложней. Давление дирекции, рутина, крепко цепляющаяся за привычное, интриги, зависть отравляли жизнь музыканта.
Последней каплей, переполнившей чашу, оказалось решение совета театра заставить Тосканини дирижировать в концерте двумя пьесами недавно скончавшегося Гаэтано Коронаро — профессора Миланской консерватории, уважаемого человека, но весьма посредственного композитора. Маэстро наотрез отказался. Ученики Коронаро (в их числе один из герцогов Висконти) настаивали. Дело дошло до суда. Оскорблённому Тосканини ничего не оставалось, как действительно покинуть "Ла Скала".
Его решение уехать в Нью-Йорк миланские газеты встретили отрицательно. Они обвиняли дирижёра в нечестности, даже в измене родине. На их страницах появлялись злые карикатуры с язвительными подписями: "Тосканини заразился от Карузо острым долларитом".
Густав Малер, приглашённый в "Метрополитен" за год до приезда Тосканини, писал из Нью-Йорка: "Положение дел в этом учреждении отчаянное из-за абсолютной неспособности руководить и мошенничества тех, кто уже много лет правит в театре и деловой и художественной стороной (дирекция, режиссёры, декораторы — все они почти исключительно иммигранты)".
Когда маэстро всё же согласился поехать в "Метрополитен", его спросили, почему он пошёл на этот шаг, он ответил:
–– А! Я подумал: если такой замечательный дирижёр как Малер работает там, значит, "Метрополитен" не такой уж плохой театр.
Мультимиллионеры США, заправлявшие искусством, всегда стремились взять напрокат иностранных гастролёров. Они перекупали выдающихся артистов из других стран, привлекая их громадными гонорарами и щедрыми обещаниями.
На сцене нью-йоркских театров блистали тогда "золотые голоса": Джеральдина Фаррар, Марселла Зембрих, Эмми Дестинн, Паскуале Амато, Энрико Карузо, Франческо Таманьо, Виктор Морель, Адам Дидур, Антонио Скотти и многие другие.
Но несмотря на великолепный состав труппы, до появления Тосканини спектакли обычно производили жалкое впечатление, так как никто не заботился о единстве между сценой и оркестром. Владельцев театра больше волновала финансовая сторона дела. "Метрополитен" так и называли "долларовым огородом, где самым старательным копателем слыл Карузо".