Франко Аббьяти. «Автор неприкосновенен»
Глава №106 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЕго стиль отражал стиль тех композиторов, чтю музыку он исполнял и открывал с глубочайшим уважением и в то же время с такой свободой, на какую никто другой не решился бы. Его авторитет позволял спорить где-то с динамическими указаниями Верди, по-новому воспринимать piano, pianissimo, forte, fortissimo. Это относится прежде всего к струнным в партитурах Верди. Только он один умел делать это, так как оставался верным партитуре; и мы, музыканты, не знали, как классифицировать некоторые его явные вольности, потому что чувствовали их закономерность: они представляли собой углубления, форму слияния дирижёра с исполняемым произведением.
Во время репетиции какой-то оперы в Зальцбурге Тосканини находился в партере. Дирижёр, готовивший спектакль, очень знаменитый, в один из моментов остановил оркестр и попросил изменить окраску звука – исполнить piano там, где указано forte. Поражённый подобным своеволием, Тосканини воскликнул:
– Зачем что-то искать, когда всё написано? В нотах есть всё, композитор никогда не скрывает своих намерений, они всегда ясно выражены на нотной бумаге...
Это был его принцип интерпретации музыки. Повторяем ещё раз: то, что написано композитором, для него являлось святыней. Автор неприкосновенен. Тосканини никогда не выходил за границы требований композитора. Ноты, акценты, динамические знаки служили для него приказами, которым он следовал с абсолютным уважением, просто обязан повиноваться. С тех пор, как в 1886 году в Рио-де-Жанейро он впервые поднялся на подиум, и до последнего выступления перед публикой он никогда не изменял этому своему символу веры.