«Лети же, мысль, на крыльях золотых!»
Глава №103 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТосканини не удалось осуществить свой последний спектакль. Новый приступ болезни вынудил его отказаться от работы. И всё же маэстро продолжал бороться. Он принялся за пересмотр и улучшение своих записей. Для этой цели весной 1955 года он вернулся в Америку, где на его вилле в Ривердейл оборудовали лабораторию перезаписи. Руководил ею сын Тосканини — Вальтер.
Сидя в кресле, Тосканини через специальную систему репродукторов и микрофонов следил за ювелирной работой над старыми записями: вырезались посторонние шумы, кашель, треск, сличались различные варианты, отбирались лучшие, соединялись воедино и т. д. и т. д. Тосканини жил уединённо, весь поглощённый созданием "полного собрания" своих записей. Почти никого не принимал.
Несмотря на болезнь и преклонные годы, Артуро Тосканини по-прежнему жил музыкой. Он опасался только одного: не достигнуть 88 лет, то есть возраста Верди. И он дожил почти до 90 лет.
Когда умирал великий композитор, миланцы устлали соломой улицы вокруг отеля, где лежал больной маэстро, чтобы не шумели проезжающие экипажи.
О покое Артуро Тосканини позаботилась сама природа. Когда дирижёр лежал при смерти, снег густым ковром покрыл дорожки вокруг его виллы. Агония продолжалась 16 дней — с самого первого дня нового, 1957 года.
Он переносил муки гордо, не желая ни перед кем обнаруживать свою слабость. Даже сиделка не допускалась в его комнату. Старого маэстро окружали только самые близкие родные — дети, внучки и преданный секретарь Анита Коломбо. Он умер во сне в 8 часов 40 минут 16 января 1957 года. Смерть наступила мгновенно — от апоплексического удара.
В 10 часов 07 минут американское радио сообщило:
"Артуро Тосканини, один из бессмертных нашего времени, скончался сегодня утром на своей вилле в Ривердейл, близ Нью-Йорка".
Это известие сразу же облетело весь мир. В "Ла Скала" на три дня объявили траур. В газетах многих стран появились некрологи.
В газете "Советская культура" от 19 января 1957 года профессор Александр Борисович Гольденвейзер писал:
«Умер Тосканини. Один из величайших дирижёров всех времён. В его исполнении сочетались два ценных качества, редко присущие одному и тому же исполнителю: подлинный, яркий артистический темперамент и непогрешимое чувство меры... Исполнение Тосканини отличалось той благородной простотой, которая является свойством только гениальных художников. Его техническое мастерство не знало границ... До глубочайшей старости Тосканини сохранил совершенство и юношескую свежесть своего чудесного таланта. Имя Тосканини навсегда останется одним из величайших среди имён мировых дирижёров».
Через месяц прах Тосканини доставили в Италию, в Милан. Более 40 тысяч человек прошло перед гробом, установленным в "Ла Скала". Оркестр и хор театра под управлением Виктора Де Сабата исполнили Траурный марш из Героической симфонии Бетховена и финал Реквиема Верди. А когда траурная процессия двинулась к кладбищу, над городом, как и на похоронах Джузеппе Верди более полувека назад, полетела мелодия гимна Лети же, мысль, на крыльях золотых... Так Италия прощалась с другим своим гением, чьи жизнь и творчество удивительно схожи с судьбой Верди. Оба они самозабвенно служили музыке, стремясь к совершенству, а в борьбе художника за совершенство, по словам Стефана Цвейга, нет конца, а есть одно непрерывное начало…