Опера Джузеппе Верди «Риголетто»

12.01.2011 в 00:07.
Опера Джузеппе Верди «Риголетто». Постер Рафала Ольбиньского

Музыкальная драма в трёх действиях Джузеппе Верди; либретто Ф. М. Пиаве по драме В. Гюго «Король забавляется».
Первая постановка: Венеция, театр «Ла Фениче», 11 марта 1851 года.

Действующие лица: герцог Мантуанский (тенор), Риголетто (баритон), Джильда (сопрано), Спрафучиле (бас), Маддалена (контральто), Джованна (меццо-сопрано), граф Монтероне (баритон), кавалер Марулло (баритон), Маттео Борса (тенор), граф Чепрано (бас), графиня Чепрано (меццо-сопрано), офицер (тенор), паж герцогини (меццо-сопрано); кавалеры, дамы, пажи, слуги.

Действие происходит в Мантуе и её окрестностях в XVI веке.

Действие первое

В великолепном зале герцогского дворца бал. Распутный герцог похваляется придворному Борсе своими любовными приключениями: с некоторых пор он каждое воскресенье встречает приглянувшуюся ему незнакомку в церкви, куда приходит переодетый. Между тем он начинает ухаживать на балу за графиней Чепрано («Questa o quella, per me pari sono»; «Та иль эта — я не разбираю»). Горбун Риголетто, придворный шут, высмеивает графа Чепрано. Придворные задумывают отомстить ему за его острый язык. Неожиданно появляется граф Монтероне, пришедший защитить честь дочери, соблазнённой герцогом. И его не щадят насмешки Риголетто. Монтероне выгоняют из зала, но прежде он под общий ропот проклинает герцога и особенно Риголетто.

Ночь. Неприметный домик на глухой улочке. Риголетто думает о проклятии Монтероне. Наёмный убийца Спарафучиле предлагает ему свои услуги. Оставшись один, Риголетто изливает свои чувства бедного, презренного горбуна, вынужденного смешить других («Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale»; «С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом»). Вся его ненависть к придворным закипает в нём, но, войдя в дом, он несколько успокаивается. Его ждёт дочь. Они нежно беседуют (дуэт «Figlia!.. Mio padre!..»; «Джильда! Отец мой!»). После смерти жены у Риголетто больше никого нет на свете. Прежде чем уйти, он велит служанке Джованне охранять дочь. Когда Риголетто выходит со двора, туда незаметно проникает переодетый герцог, бросив Джованне кошелёк. Он называет себя бедным студентом Гвальтьером Мальде и объясняется Джильде в любви («E il sol dell’anima»; «Верь мне, любовь — это солнце и розы»). Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника («Caro nome che il mio cor»; «Сердце радости полно»).

В темноте внимание Риголетто привлекают вооружённые придворные в масках: они убеждают его, что хотят похитить жену графа Чепрано, живущего поблизости. На самом деле их жертва — Джильда. Риголетто присоединяется к ним, ему надевают маску и повязку на глаза («Zitti, zitti, moviamo a vendetta»; «Тише, тише»). Джильду похищают, издалека доносятся её крики. Риголетто срывает с глаз повязку и с ужасом убеждается в происшедшем.

Действие второе

Зал во дворце. Герцог взволнован. Вернувшись в дом Джильды, он не нашёл её там. Он клянётся найти похитителей и отомстить («Parmi veder le lacrime»; «Вижу голубку милую»). Придворные рассказывают ему о ночном приключении, о том, как они похитили любовницу Риголетто. Так герцог узнаёт, что девушка во дворце; он спешит увидеть её. Входит Риголетто, напевая с затаённым страданием, затем бросается к запертой двери, за которой исчез герцог («Cortigiani, vil razza dannata»; «Куртизаны, исчадье порока»). После приступа гнева он умоляет вернуть ему его единственное сокровище.

Джильда в слезах сама выходит к отцу и рассказывает ему обо всём («Tutte le feste al tempio»; «В храм я вошла смиренно»). Мимо ведут в темницу Монтероне. Горбун замышляет страшную месть («Si, vendetta, tremenda vendetta»; «да, настал час ужасного мщенья»).

Действие третье

Таверна на другом берегу реки. Ночь. Джильда и Риголетто подходят к окну. Риголетто привёл дочь, которая всё ещё любит герцога, посмотреть на то, как он развлекается с другой, напевая любовную песенку («La donna e mobile»; «Сердце красавиц»). Он ухаживает за сестрой Спарафучиле Маддаленой. Джильда в отчаянии. Риголетто утешает дочь, обещая вскоре отомстить (квартет «Bella figlia dell’amore»; «О красотка молодая»). Он отправляет её в Верону, где они должны будут встретиться. Когда Джильда уходит, Риголетто даёт Спарафучиле задаток за убийство герцога, остальное он заплатит, когда получит труп.

Начинается буря. Герцог засыпает. Маддалена просит брата пощадить его («Somiglia un Apollo quel giovine»; «Наш гость, и красивый, и ласковый»). Возвращается Джильда в мужской одежде, уже собравшаяся в дорогу, и слышит их разговор. Спарафучиле соглашается убить первого, кто появится до полуночи. Джильда понимает, что настал её час: голос любви сильнее рассудка. Она стучит в дверь и падает под ударами Спарафучиле. Гроза стихает. В полночь Риголетто забирает мешок с телом и собирается бросить его в воду. Но вот в ночи раздаётся песенка герцога («Сердце красавиц»). Горбун разрезает мешок и видит Джильду. Умирая, дочь просит простить её. Риголетто падает на её труп с криком: «Ах! Вот где старца проклятье!»

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Опера Верди «Риголетто» / Rigoletto

В 1850 году — через шесть лет после создания оперы «Эрнани» — Джузеппе Верди вновь обращается к творчеству В. Гюго. На этот раз внимание композитора привлекла драма «Король забавляется». Сюжет этой пьесы был порожден воображением писателя, но действуют в ней реально существовавшие люди: французский король Франциск I, правивший в XVI веке, и его придворный шут Трибуле. В драме, беспощадными штрихами рисующей образ развращенного, легкомысленного деспота и его страдающих подданных, в полной мере отразились революционные идеи, витавшие в воздухе Европы в первой половине XIX века — и это не могло не насторожить цензуру: драма была запрещена к постановке. Впрочем, Дж. Верди это не смутило.

К созданию либретто Дж. Верди привлек Франческо Пиаве, в сотрудничестве с которым уже создал одно произведение по драме В. Гюго («Эрнани») и еще несколько опер («Двое Фоскари», «Макбет», «Корсар», «Стиффелио»). Работать с ним композитору было легко — ведь желание маэстро было для либреттиста главным «руководством к действию». В данном случае — уже после того, как было написано либретто и часть музыки — литературную основу пришлось подвергнуть изменениям в угоду цензуре. Основные возражения вызывало нелестное представление монарха, и французского короля пришлось заменить самодержцем меньшего масштаба, которого труднее было соотнести с конкретной исторической личностью — герцогом Мантуанским. Соответственно, действие переносилось в Италию, а персонажи получали другие имена: шут стал Риголетто (от французского слова rigoler — «смеяться»), а его дочь — Джильдой.

Впрочем, все эти уступки не спасли оперу «Риголетто» от претензий цензуры: недовольство вызвало появление на оперной сцене горбатого шута. Но в этом отношении Дж. Верди остался непреклонен: «Поющий горбун? Почему же нет? Будет ли это впечатляющим? Этого я не знаю; но если этого не знаю я, то этого не знают и те, кто предложил это изменить, — говорил он. — Я же как раз нахожу заманчивым изобразить это действующее лицо внешне уродливым и нелепым и внутренне страстным и полным любви». Именно эта человеческая драма оказалась в центре внимания композитора — а не социально-обличительный пафос пьесы В. Гюго. По этой причине в опере мало массовых сцен (в литературном первоисточнике их было гораздо больше), а главную драматургическую нагрузку несут не хоровые, а сольные и ансамблевые номера.

Вопреки оперным традициям, роль главного героя исполняет не тенор, а баритон. Музыкальная характеристика этого персонажа особенно многогранна. Трагическая сторона образа Риголетто связана с лейтмотивом проклятия — особенно мрачный оттенок придают ему пунктирный ритм и альтерированный аккорд, которые возникают в самых драматичных моментах оперы (например, в арии Риголетто «Куртизаны, исчадье порока»). Острые ритмы рисуют облик Риголетто-шута, кантиленые мелодии — любящего отца.

Тенору — опять же вопреки оперным традициям — отдана роль отрицательного героя. Впрочем, герцог Мантуанский совсем не похож на романтического злодея — он охарактеризован изящными, подвижными танцевальными мелодиями (баллада в первом акте, песенка в заключительном), а прекрасная лирическая ария во втором акте («Вижу голубку милую») свидетельствует о том, что этот человек способен и на искреннее чувство. Ничего мрачного в облике герцога Мантуанского нет — он никому не желает зла, он попросту не задумывается о страданиях, которые причиняет кому-то его страсть к наслаждению.

Джильда впервые появляется на сцене с колоратурной арией — хрупкой, почти неземной (Дж. Верди подчеркивал, что эту арию ни в коем случае нельзя исполнять в быстром темпе — иначе она утратит свою светлую безмятежность). Эта героиня с самого начала выглядит обреченной в жестоком мире. Ее музыкальная речь исполнена лирических мелодий.

Важнейшую роль в развитии действия играют ансамблевые сцены, особое место среди которых занимает квартет из последней картины: здесь стягиваются все нити действия, органично переплетаются партии четырех персонажей, каждая из которых сохраняет свой индивидуальных облик — нежные признания герцога, кокетливый смех Маддалены, страдания Джильды, суровая речь Риголетто.

Над оперой «Риголетто» Дж. Верди работал с исключительным подъемом — по словам друга и биографа композитора Дж. Перозио, он писал партитуру так быстро, словно не сочинял, а переписывал ноты. Оперная партитура была создана всего за сорок дней.

Добиться постановки оперы «Риголетто» было нелегко, и все же 11 марта 1851 года состоялась премьера в венецианском театре «Ла Фениче». Публика восторженно приняла новое произведение Дж. Верди, им заинтересовались другие театры. Правда, в разных городах Италии при постановке нередко вносились изменения в либретто, опера ставилась под различными заглавиями — «Клара из Перта», «Шут», «Проклятие», «Лионелло», «Вискарделло». Опера «Риголетто» получила признание и за пределами Италии — вот только во Франции она не ставилась до 1857 года: В. Гюго был недоволен тем, как Дж. Верди интерпретировал его драму, и лишь несколько лет спустя дал согласие на постановку.

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова