«Риголетто». Автор драмы Виктор Гюго
Глава №104 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКогда Гюго было двадцать лет, вышла в свет первая книжка его стихов, свидетельствующая в основном о подражании классическим образцам, но уже и в ней чувствуется будущий гений: язык, стихосложение, поэтическое воображение автора чрезвычайно богаты.
После Реставрации Гюго некоторое время поддерживает тесную связь со двором Людовика XVIII. Поэт, однако, чувствует, что его место не здесь. Напрасно подарили ему звание придворного поэта... Его вдохновение, глубоко демократическое мышление и революционный пыл диктуют ему совсем иные произведения, чем ожидают от «официального» поэта королевского двора. В это время он пишет свои первые романы — «Ганс Исландец», «Бюг Жаргаль», затем драму «Кромвель». Уже в первых произведениях Гюго можно обнаружить зародыш всей его дальнейшей программы: вместо серых, осторожных описаний в стиле академизма — смелые, иногда неожиданно резкие краски; широкий, всезахватывающий разлив языка; острые, порой кричащие противоположности — свет и тень, добро и зло, чистый гуманизм и демоническая низость; истории его проникнуты романтикой и бурной фантазией, нити фабулы подобны извилистой дороге, на каждом повороте ошеломляющей путника новым пейзажем, новыми красками, растительностью, климатом. Все определеннее становится писательская и философская позиция Гюго: он выступает за слабых и угнетенных, против насилия и деспотизма!
Первым серьезным выражением кредо Гюго явилась драма «Эрнани». В этом произведении он как бы провозглашает программу романтической поэзии: борьбу против устарелых, окаменевших форм... борьбу за новое искусство!
После успеха «Эрнани», показанной впервые 26 февраля 1830 года, появляются новые драматические произведения Гюго: «Лукреция Борджа», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз». Наряду с драмами, Виктор Гюго обогатил мировую литературу значительными произведениями и как романист. «Собор Парижской Богоматери» (1831) рисует замечательно живую картину средневекового Парижа. Гюго, однако, не удовлетворяется просто историческим полотном; на первый план и тут выступает гуманист, защищающий обездоленных, несчастных, выброшенных из жизни, отверженных. В этот же период рождаются его новеллы, являющиеся острым пропагандистским оружием, направленным против злоупотреблений классового суда. В «Восточных мотивах» он воспевает свободолюбивых греков. Сборник стихов «Осенние листья» (1831) открывает новую главу в творчестве Гюго. Поэт обрел свой голос, воспевая революцию, свободу, зарю прекрасного будущего.
Уже тогда на него обратил внимание весь мир. Гюго — универсальный талант, занимающий одно из первых мест во французской литературе и как поэт, и как романист, и как драматург.
Революция 1848 года застает Гюго на левом крыле Национального собрания. За смелое «левое» поведение в 1851 году, после переворота Наполеона «маленького», Гюго вынужден был эмигрировать и в течение двух десятилетий жить в изгнании. В годы, проведенные вдали от родины, усиливаются поэтическая энергия, революционный пыл и непоколебимое свободолюбие писателя. В шестидесятых годах он пишет свои выдающиеся произведения, шедевры мировой литературы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1863) и «Человек, который смеется» (1869). Изгнание умножает не только его поэтическую силу, но и патриотизм. В целом ряде сатирических памфлетов бичует он Наполеона III, надевшего ярмо на французский народ, вынуждающего цвет нации вести бес смысленные войны, угрожающего своей авантюристской политикой мирной жизни всего человечества. В сборнике стихов «Возмездие» (1853) перед нами — боевой поэт, ни на час не выпускающий пера из рук: все его время принадлежит его родине, его народу, борьбе против деспотизма.
В 1870 году, после падения Наполеона III, Гюго возвращается во Францию, где вскоре сталкивается с французской реакцией. Виктор Гюго, бывший восторженный боец французской революции 1848 года, вновь встал на сторону народа. Он не скрывает своего сочувствия Парижской коммуне 1871 года. Политическая травля, начатая против него, нисколько не поколебала его позицию. 70-летний поэт выступает со все новыми и новыми произведениями в защиту правого дела. В своих трудах он разоблачает низость прусского милитаризма, преступления Наполеона III, и, почти в 80-летнем возрасте, смело выступает в защиту парижских коммунаров.
Творческий путь Гюго движется по восходящей прямой. В начале его он поднимает голос в защиту человечества и гуманизма, затем, по мере того, как с накоплением опыта история расширяла его политический кругозор, он все решительнее выступает за дело революции, свободы и мира, достигнув в старческом возрасте вершины своего пути: 80-летний писатель выступает верным союзником парижского пролетариата, Парижской коммуны.