Мои друзья и я. Игорь Стравинский (продолжение)
Глава №70 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюС. О. — «Похождения повесы» пропитаны Моцартом, под соусом Стравинского, конечно.
Ф. П. — Что восхищает в Стравинском: он непрерывно меняется, само собой, но неизменно остается Стравинским.
С. О. — Да, это поразительно.
Ф. П. — При виде последних написанных им сериальных пьес думаешь: «Ну и ну, где же здесь Стравинский?». .. И вдруг появляется один аккорд, одно оркестровое созвучие ...
С. О. — И никаких сомнений — это Стравинский!
Ф. П. — Два такта... и он превращает в свое, все, что воспринял от других. Кодекс классицизма, излагающий в стихах правила, законы и формы поэтического творчества
С. О. — Это свойство гениального человека, он делает своим все, что находит.
Ф. П. — Гениальность Стравинского многолика, потому что он обладает гением изобретательности, формы, красок. Это воистину удивительно. И когда заново слушаешь некоторые его произведения, которые, казалось, нравились меньше других, например, Концерт для скрипки, который, как я считал, я не очень люблю ... Так вот, недавно я случайно услышал его по радио, — в этом одно из благодеяний радио,— я подумал: «Но ведь это чудесный скрипичный концерт!» Конечно, он не из числа тех произведений Стравинского, которые я предпочитаю всем остальным, но когда его слушаешь отдельно от других, говоришь себе: «Как это прекрасно!».
С. О. — Вот так и узнается гениальность. Поскольку мы говорим о гениальности Стравинского, несомненно, что как образец он опасен; ведь те, кто слишком близко ему подражают, его эпигоны — это живые мертвецы.
Ф. П. — Но так бывает со всеми великими. Так было с Дебюсси, с Шенбергом, с Веберном.
С. О. — Им ужасающе много подражали, хоть они и неподражаемы!
Ф. П. — Именно, именно так. Но вот что прекрасно у Стравинского — материал его столь богат, что может служить импульсом для молодежи. Именно в этом нам повезло, у нас была возможность стать тем, кем мы стали, мы, молодежь моего поколения. Он был стимулятором; это действительно были дрожжи, в то время, как есть композиторы, может быть, и замечательные, но которые ни на что не наталкивают ...