Франсис Пуленк — писатель (продолжение)
Глава №2 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБолее широкое знакомство с музыкой Пуленка побудило наше музыкознание к изучению жизни и творчества композитора. Начало положила И. Медведева своей монографией «Франсис Пуленк» (1969). В нашем музыкознании это первый опыт последовательного освещения жизненных перипетий, творческой эволюции и особенностей стиля Франсиса Пуленка. Затем появились «Письма» Пуленка (1970), из которых выяснилось, сколь значительно было место, занимаемое композитором в музыкальной и культурной жизни современной Франции. В «Письмах» открылось обаяние личности Пуленка, многогранность его интересов, широта его связей с выдающимися современниками, его дружеское и творческое общение с поэтами, писателями, художниками, музыкантами разных стран и направлений. «Письма» не могли не вызвать интереса к личности Пуленка, его творческой и исполнительской деятельности, его мыслям о музыке. В эпистолярном общении с друзьями Пуленк проявляет себя как наблюдательный чуткий современник, откликающийся на многочисленные события почти половины нашего века — бурного времени между двумя войнами и последующего послевоенного двадцатилетия. В орбите его внимания, разумеется, жизнь Франции, и прежде всего — довольно узкий круг жизни искусства, но и в этом микромире отражаются общественные явления более крупного масштаба и, кроме того, Пуленк выказывает достаточно активный интерес к событиям, далеко выходящим за грани тесного мирка музыкального искусства. Хотя его суждения об этих событиях мы не всегда можем разделить, они примечательны для нас уже тем, что выражают умонастроения достаточно широкого слоя французского общества. Представляет несомненный интерес возможность последить за той довольно типичной для определенной среды французской интеллигенции эволюцией, которую претерпевает Пуленк. В 20-е годы он беспечно наслаждается жизнью шумно веселящегося послевоенного Парижа. В 30-е годы он скрывает под маской аполитичности нарастающее в нем беспокойство в преддверии к мировой катастрофе, а в годы второй мировой войны тяжело переживает бедствия, выпавшие на долю Франции, и по мере сил участвует, как каждый честный любящий родину француз, в движении Сопротивления, и по имеющимся данным его участие в тайной борьбе с оккупантами было довольно значительным. Выдающийся музыкант запечатлевает в своих творениях — интимно-лирических песнях и эпической кантате — мысли и чувства участников борьбы. Наконец, перед нами Пуленк послевоенных лет, в поисках утраченного душевного равновесия, не сумевший найти иного пути, чем обращение к утешительной вере в моральные ценности христианского гуманизма.
Пуленк — музыкант, композитор и пианист, разносторонне одаренная артистическая натура — сформировался в очень благоприятных условиях. Он родился и вырос в Париже, в состоятельной буржуазной семье, в которой любили и ценили искусство и способствовали развитию артистических склонностей сына. Атмосфера благополучия, твердые моральные устои и давние культурные традиции, царившие в дружной семье, определили круг интересов и мировосприятие Пуленка. С детских лет сильные музыкальные впечатления неразрывно связаны у Пуленка со зрительными. По самой своей природе его музыкальное мышление образно. Он не просто любит, он рядом с музыкой изучает поэзию, живопись, театр; так же, как и музыкой, композитор живет ими. Живая впечатлительность сочетается в нем со стремлением осмыслить свои впечатления. Но строй его мыслей определяется не рассудком, а эмоциями. Перефразируя одно из любимых им стихотворений Элюара, можно сказать, что он живет сердцем и в нем «сердце владеет рассудком». Однако, как в истом французе, в нем силен здравый смысл, контролирующая эмоции рационалистичность. Поэтому он столь часто шутит над чувствительностью, хотя она так свойственна ему самому. В творчестве сочетание нежности и иронии — одна из обаятельных черт его лирики. Пуленк обладает талантом (а может быть искусством?) легко общаться с людьми различных социальных слоев. «Общительна» и его музыка, непосредственно воспринимаемая самыми разными слушателями, не только его соотечественниками, но и чужестранцами, которым не приходится переводить на понятный им язык то, о чем повествует чисто французская музыка Пуленка. Разве не является свойство «общительности» (по выражению Б. В. Асафьева) одним из самых редких и ценных качеств музыки! Им обладали Моцарт и Шуберт, Глинка и Чайковский, Шопен и Бизе, Григ и Альбенис. Им обладает и младший их собрат — Франсис Пуленк.