Франсис Пуленк — писатель
Глава №1 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К следующей главе К содержаниюФрансис Пуленк принадлежит к плеяде талантливых композиторов, закрепивших международный престиж французской музыки, установленный Дебюсси и Равелем. Пуленк и его сверстники сформировались в годы первой мировой войны, привлекли внимание своими новаторскими исканиями еще в 20-е годы, завоевали признание в 30-е годы и возглавили французскую музыку в 40—50-е годы нашего века. Авангард этого поколения музыкантов представляла знаменитая «Шестерка»: Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, Франсис Пуленк, Жорж Орик, Луи Дюрей и Жермена Тайефер. Каждый из них сыграл свою неповторимую роль в развитии французской музыки. Ушли из жизни лидеры этой группы Артюр Онеггер, Франсис Пуленк, Дариюс Мийо; продолжают занимать и в наши дни видное место среди музыкантов старшего поколения: Жорж Орик — член Института Франции и президент Ассоциации драматургов и композиторов, Луи Дюрей — выдающийся прогрессивный общественный деятель, глава Объединения прогрессивных музыкантов Франции, президент Народной музыкальной федерации, неутомимый исследователь французской народной музыки; известна своей разнообразной музыкой для детей и юношества, а также для кино и театра Жермена Тайефер.
Почти полтора десятилетия прошло со дня внезапной смерти Франсиса Пуленка, сраженного сердечным кризом 30 января 1963 года. За эти годы музыка многих его современников, пользовавшихся в недавнем прошлом шумной известностью, оказалась унесенной стремительным потоком сменяющихся кратковременных течений и тенденций. Но творчество Пуленка живет не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Исполняются его оперы и кантаты, инструментальные сочинения и балеты, романсы и хоры. Музыка Пуленка никогда не отличалась особо смелым новаторством; отмеченная духом современности, она вместе с тем определялась национальными французскими традициями и, быть может, именно поэтому неизменно сохраняла живое воздействие на слушателей. Ее благородный сдержанный лиризм, ее жизнерадостность, юмор, задушевность и образность находят отклик в сердцах и сегодня. «Франсис Пуленк — это сама музыка, — писал еще в 1926 году в своих «Этюдах» Дариюс Мийо,— я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».
В нашей стране музыка Пуленка привлекала внимание еще в 20-е годы, когда неоднократно звучали на концертной эстраде его фортепианные пьесы и миниатюрные сонаты для разного состава духовых инструментов. Несравненно более широкой известностью стал пользоваться у нас Пуленк в послевоенные годы, когда он завоевал симпатии советских слушателей своей лирической трагедией «Человеческий голос», фортепианными концертами и инструментальными сонатами. Его кантата для двух хоров «Лик человеческий» на стихи Поля Элюара прозвучала как вечно живой голос героев Сопротивления, поющий о страданиях и надеждах борцов за свободу Франции против тьмы фашизма. (Кантата была издана у нас с русским переводом стихов Всеволода Рождественского, и можно лишь пожалеть, что это выдающееся произведение, овеянное горячим патриотизмом и высокой гражданственностью, редко исполняется нашими хоровыми коллективами.)