Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (окончание)
Глава №88 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1956 году появился новый песенный цикл Пуленка «Работа художника» — семь вокальных пьес на стихи Поля Элюара. Пуленк сообщил Элюару о своем желании написать такой цикл за несколько месяцев до смерти поэта. Большой любитель и знаток живописи, Пуленк попросил Элюара, чтобы в ряду стихотворений было еще одно, посвященное Матиссу, — композитору был близок яркий жизнерадостный стиль художника, он восхищался его полотнами. Вокальная пьеса «Анри Матисс» — солнечная и радостная — должна была завершать цикл. Элюар, однако, не разделял страсти Пуленка к Матиссу и не выполнил просьбу друга. Теперь цикл кончается мрачной, в темноватых тонах миниатюрой «Жак Виллон».
Музыка посвящена художникам — современникам Пуленка; многих он знал лично — дружил, сотрудничал с ними, позировал им. Семь фамилий — семь пьес в цикле: «Пабло Пикассо», «Марк Шагал», «Жорж Брак», «Хуан Грис», «Пауль Клее», «Жоан Миро», «Жак Виллон». О некоторых миниатюрах Пуленк рассказывает в своем музыкальном дневнике.
Имя Пикассо открывает сборник. Пуленк пишет: «По месту и почет». Музыка двух первых тактов уже использовалась композитором, послужив основой темы матери Марии в опере «Диалоги кармелиток». Музыкант считает, что и в опере и в цикле она передает надменный характер натур — матери Марии и Пабло Пикассо. В том же дневнике Пуленк пишет, что эта до-мажорная мелодия имеет отдаленное сходство с первой песней цикла «И день, и ночь» (песня «Счастливый день»), только с годами до-мажор утратил безмятежный и светлый характер. Композитор полагает, что музыка достаточно верно передает характер живописи Пикассо.
В духе скерцо написана пьеса «Шагал». В другой миниатюре мелодия утонченная и изломанная подчеркивает индивидуальное восприятие живописи Брака композитором. Пуленк считает, что именно в пьесе «Грис», серьезной и горестно-меланхолической, ему удалось сохранить ритмическую равноценность стиху, и указывает четыре строки, особенно удавшиеся ему по музыке.
Наброски мелодии «Хуан Грис» были сделаны Пуленком задолго до начала работы над сборником. Композитор, по его словам, любил честного и неудачливого художника, который только к старости был оценен по достоинству.
Пьесу «Клее» Пуленк определяет как музыку оживленную, суховатую, аккомпанемент которой нужно «отстукивать» на рояле. Больше других нравятся композитору пьесы «Виллон» и «Грис». Пуленк любит перечисления в стихах Элюара: «Заря, горизонт, вода, птица, человек, любовь» — это вносит некоторую разрядку в напряженную, «неистовую» поэзию. Композитор еще раз подчеркивает, что в цикле «Работа художника», как нигде более, осуществляется связь поэзии, голоса и фортепианного звучания; вопроса об аккомпанементе как таковом не должно возникать — все элементы слиты воедино, и только при самом бережном отношении к каждому из них возможно исполнение этих песен.
Тем же (1956) годом помечена музыка Пуленка на стихи Робера Десноса. Стихотворение было написано уже давно. Поэт, который принимал самое активное участие в Сопротивлении, был арестован фашистами, заключен в концлагерь и умер там, не дождавшись свободы. Деснос обращается к своей жене, посылая ей прощальное письмо — «Последнее стихотворение». Почти последним оно оказалось и для Пуленка, после него композитор написал всего две-три песни.
На протяжении двух лет, отделяющих «Диалоги кармелиток» от «Голоса человеческого», Пуленк писал не так интенсивно: появились лишь два-три инструментальных сочинения — флейтовая соната, Элегия для валторны, две Импровизации для фортепиано. Композитор целиком был занят постановками «Диалогов кармелиток» и работой над новой оперой «Голос человеческий».