Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №87 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИнтересен процесс возникновения созвучий, продиктованных голосоведением (первое действие, первая картина, пятый такт перед цифрой 10): от одного и того же аккорда голоса движутся хроматически по секвенциям; звучание обостряется остинатным es в вокальной партии (Момент рассказа маркиза о беспорядках на улицах и испуге матери Бланш, повозка которой находилась рядом с взорвавшимся складом пиротехники.):
<нотный пример № 53>
Широко пользуется композитор различного рода остинато и органными пунктами (первое действие, первая картина, цифры 6 и 9); велика роль синкопированного остинато в сцене смерти настоятельницы, такой прием подчеркивает напряженность и драматичность ситуации. В той же картине многократно повторяется упоминавшаяся пара аккордов — тоническое и уменьшенное трезвучия (иногда как секвенция); громоздкие секстаккорды — целая глыба, — заполнившие все регистры, медленно опускаются вниз по полутонам на органном пункте Е.
В целом опера Пуленка «Диалоги кармелиток» представляет собой сложное и многоплановое произведение, в котором находят отражение разнообразные стороны творческого облика композитора. Особенностью оперы является трагедийность; это суровая, а порой и мрачная музыка. Опера вся выполнена в темных тонах, исключение составляет лишь часть одной картины. Доминирующая роль принадлежит вокальному началу, но нет привычных уху арий, а только мягкое течение вокальной мысли.
Как и во многих других сочинениях Пуленка, в центре внимания здесь находится человек во всей сложности его натуры. Вдумчивый музыкант создал многоликую галерею образов и индивидуальных характеров, среди которых загадочное и таинственное существо Бланш де Ля Форс, простодушный и заботливый Шевалье, непринужденная и жизнерадостная Констан, проницательная мудрая Мать-настоятельница и многие другие. Каждый из них по-своему реагирует на происходящие события и проявляет свой характер.
Наряду с обыденными сценами в доме маркиза, приемной кармелитского монастыря, сценами Бланш с Констан, автор включает в оперу такие драматические моменты, как смерть и пророческие галлюцинации настоятельницы, сцены у гроба в часовне и перед эшафотом, которые невольно заставляют вспомнить впечатляющие страницы опер Мусоргского: самосожжение из «Хованщины», галлюцинации царя Бориса.
Оперу Пуленка отличает глубоко национальный язык, простой и сдержанный даже в самых трагических моментах действия; тонкая и чуткая обрисовка женских образов; необычность формы — камерный характер музыки при крупных масштабах произведения. Это подлинные «диалоги», автор точно следовал замыслу Бернаноса.
Французский музыковед Рене Дюмениль отмечает большую заслугу Пуленка, «преодолевшего столько опасностей на пути к осуществлению своего весьма рискованного замысла» (Р. Дюмениль. Современные французские композиторы группы «Шести». Л., 1964, стр. 106.).