Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №84 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюГармоническая последовательность тоника — уменьшенное трезвучие имеет большое значение далее, в картине смерти настоятельницы (первое действие, четвертая картина, цифры 105—106 и 114) ; эта сцена в драматургическом отношении очень важна: умирая, настоятельница как бы уносит с собой в могилу болезненный страх Бланш («умирает вместо нее»), В дальнейшем из темы настоятельницы вырастает один из самых значительных лейтмотивов оперы, проходящий через все произведение, — тема смерти, которая окончательно оформляется в упомянутой картине смерти настоятельницы. Здесь лейтмотив приобретает характер траурного шествия и в таком виде (гармоническая последовательность тоническое трезвучие — уменьшенный септаккорд и размеренно повторяющееся в басу минорное трезвучие без квинты) звучит в последующих проведениях. Особо важное значение лейтмотив смерти имеет в финальной сцене, которая почти целиком построена на нем.
Часто звучит в опере лейтмотив «крепости веры», появляющийся, когда следует поддержать в кармелитках твердость духа, уверенность в правильности их поступков. Но, связанный почти всегда с идеями, навязываемыми извне, он скорее символизирует преданность вере чисто внешне, как, впрочем, и его нарочито торжественный характер:
<нотный пример № 46>
Видимо по этой причине, композитор не помещает его в сцену казни кармелиток (хотя, казалось бы, по смыслу именно он должен появиться в этой сцене). Неумолимое мерное шествие на эшафот, звучание темы смерти лишь раз прерывается, когда Констан видит в толпе спешащую к ней Бланш: звучит музыка, связанная с самыми светлыми моментами оперы.
В оркестровом вступлении к третьему акту продолжает развиваться нисходящий мотив, появившийся впервые в сцене в часовне (во втором действии, первой картине). Он призван сыграть большую роль в последнем акте, где звучит рядом с темой «крепости веры» (третья картина, цифра 56) или отдельно (вторая картина, цифра 35). Кроме этих моментов нисходящая тема дважды «пробивается» сквозь молитву кармелиток в сцене на площади.
Таким образом, применяя последовательное проведение лейтмотивов через все произведение, композитор осуществляет связь между отдельными картинами оперы, добивается единства и стройности большого музыкального полотна. Помимо того, три акта оперы связаны сюжетным мотивом предчувствий и прорицаний: настоятельница предвидит разорение обители; Констан предсказывает, что она и Бланш умрут вместе, в один день; Бланш, пугающаяся даже тени слуги, рассказывает брату и отцу, что «каждую ночь я умираю, с тем чтобы наутро вновь родиться».