Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №83 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМонументальная по масштабам (три акта, двенадцать картин, пять интерлюдий; продолжительность звучания 2 часа 30 минут) опера «Диалоги кармелиток» по существу является произведением камерного плана. За исключением двух сцен — четвертая картина второго действия (хор народа за кулисами) и четвертая картина третьего действия (хор народа на втором плане, поющий с закрытым ртом — и коротких совместных молитв кармелиток, вокальная линия оперы одноголосна; одновременно с оркестром постоянно звучит только одна партия; в этом произведении нет привычных ансамблей: дуэтов или трио. Оправдывая название «Диалогов», композитор ведет повествование в форме разговоров, передавая слово то одному, то другому собеседнику.
Три акта «Диалогов» Пуленк подразделяет на большие картины-сцены по месту действия: библиотека маркиза, приемная монастыря, часовня и т. д., не разбивая композицию картин на мелкие номера. Помимо крупных картин, композитор написал пять интерлюдий, которые представляют собой короткие сцены перед занавесом. Музыка интерлюдий, написанная специально для парижской постановки, чтобы «закрыть дыры» в промежутках между сменой декораций, вводит в настроение следующей картины и в большинстве случаев рисует внешние события — момент появления Шевалье в монастыре, попытку Бланш присоединиться к осужденным кармелиткам; четвертая интерлюдия особенно интересна по форме: это своего рода мелодекламация на фоне барабанной дроби, разговор случайных прохожих с Бланш.
Картины в опере часто состоят из трех (реже двух) частей, в них присутствуют элементы строфичности, рондообразности, вариационности; почти всегда можно найти черты репризности. Реприза в опере определяется повторами как чисто сценических элементов (место действия, участие одних и тех же персонажей), так и музыкальных (повтор тональности, некоторых тем, метра, темпа, фактуры, оркестровых тембров и т. д.). Пользуется Пуленк и иными приемами репризности: роль реминисценций, арок между актами выполняют неоднократно повторяющиеся короткие тематические или гармонические фрагменты — лейттемы и лейтгармонии.
Оркестровую ткань произведения пронизывает ряд лейтмотивов, не проникающих, однако, в вокальные партии. Среди обилия таких тем можно выделить основные и побочные, эпизодические. К последним относится тема отца Бланш, который появляется только в первой картине оперы, но тема звучит еще несколько раз при упоминании его имени во второй картине третьего действия и во второй интерлюдии второго действия.
<нотный пример № 44>
Некоторые темы, являясь местным лейтмотивом данной сцены, играют свою роль и в дальнейшем. Такова тема из второй картины второго действия (цифра 36 (Указания на цифры сделаны по клавиру, изданному в Париже в 1957 году.)): последовательность тоника — уменьшенное трезвучие. Это мелодическое построение, которое условно можно назвать «темой настоятельницы», проникает затем в сцену Бланш и Шевалье:
<нотный пример № 45>