Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №85 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКак уже говорилось ранее, в опере нет развитых и широких мелодических номеров, язык «Диалогов» ближе всего стоит к таким произведениям, как «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, а «по ритмике и аккордике — последней картине «Сократа» Сати (Francis Poulenc urid seine Bernanos-Opera. «Osterreichische Musikzeitschrift», 1959, No 1, S. 4—9.). Вокальные партии просты и почти целиком построены в характере особого рода декламации, напоминающей песенный разговор. Выпуклые речитативы чередуются с короткими ариозными построениями, но четкой грани между ними провести нельзя, происходит скрещивание декламационной и ариозной линии, врастание одной в другую. Наряду с песенно-декламационными мелодиями в «Диалогах» присутствуют и свободно построенные, с гибкой переменчивой ритмикой, речитативные моменты, в которых композитор идет за естественной интонацией обыденной разговорной речи — традиционной французской торопливой речи, в большинстве случаев не поддерживаемой аккомпанементом. Такая манера письма во многом продолжает традицию речевого интонирования Дебюсси, имя которого записано в посвящении «Диалогов кармелиток».
<нотный пример № 47>
Даже в партиях Бланш и Констан — ведущих персонажей в опере — Пуленк не дает развернуться широкой кантилене (В книге Г. Шнеерсона «Французская музыка XX века», видимо по недоразумению, указано, что в опере много развитых арий и ансамблей. Самые развернутые ариозо у второй настоятельницы.). В сцене Бланш и Констан, где светлая мелодия Констан очень свежо звучит в опере, где сгущены минорные краски:
<нотный пример № 48а>
тема ее проходит главным образом в оркестре, затрагивая находящиеся в терцовом отношении друг к другу тональности — Des—F—А—Cis; Des—В. Партия Бланш, решенная в основном в мягких минорных тонах, не лишена, однако, и светлых моментов — такова сцена с отцом (цифры 27 и 31):
<нотный пример № 48б>
Немногочисленные хоровые эпизоды оперы являют собой пример превосходных миниатюрных мелодизированных хоралов, из которых наиболее интересный — Ave Maria, изумляющий простотой и безыскусностью своей мелодии и в то же время обладающий глубокой проникновенностью. Эта зарисовка скорее напоминает тихую грустную песнь, нежели монашескую молитву:
<нотный пример № 49>