Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №81 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПьеса «Диалоги кармелиток» с большим успехом шла на сценах нескольких европейских стран; впервые «Кармелитки» были поставлены в 1952 году в театре «Эберто». Имя Бернаноса стало популярным благодаря этой пьесе — ее принимали гораздо лучше, чем романы, философские рассуждения или дневники писателя. Несмотря на то, что сюжет «Диалогов» заимствован у Гертруды фон Ле Форт, основная тема произведения — психологические переживания — целиком разработана Бернаносом: «Никто не должен умирать в одиночку, каждый умирает для других и даже вместо других» (H. Hell. Francis Poulenc. London, 1958, p. 80.). Такая концепция полностью противоположна идеям героев из произведений писателей-экзистенциалистов, которые, даже погибая в борьбе с фашистами, умирали «за себя» и «ради себя», умирали в одиночку.
Передавая Пуленку право на использование «Диалогов кармелиток» в качестве либретто, Альбер Бегин писал композитору, высоко оценивая его литературный вкус и полагаясь на интуитивное чувство меры музыканта: «Мне кажется, что Вы в силах отнестись к тексту «Диалогов» с надлежащей требовательностью, как к тексту для музыкального произведения, оставаясь, однако, абсолютно верным его духу и светлым линиям очень деликатной архитектоники. Нелегкая вещь — превратить в оперу эту цепь разговоров, вскормленную глубокими темами и чрезвычайно сдержанную. Полагаясь на Ваш вкус, я вверяю всего Бернаноса в Ваше распоряжение: если Вы даже и сделаете какие-либо купюры, я думаю, они не будут заметны» (Musique disques, No 58, janv., 1959, p. 61.).
Литературный стиль Бернаноса в «Кармелитках» гораздо проще, чем во всех прочих произведениях писателя; тем не менее он составляет одну из основных трудностей для композитора; в нем много житейских подробностей, бытовизма. В пьесе отсутствует любовная интрига (Вспомним, что даже Мусоргскому, одному из тех, кому посвящена опера, пришлось ввести во вторую редакцию оперы «Борис Годунов» любовную линию Самозванца и Марины.) — автор сосредотачивает свое внимание на душевном состоянии своих героинь. Особенно привлекает музыканта Бланш де Ля Форс, существо слабое и хрупкое, наделенное таинственными предчувствиями и страхами.
Время действия оперы относится к эпохе французской буржуазной революции конца XVIII века. Главную роль композитор отдает молоденькой монахине Бланш, которая уходит в монастырь, отдавшись неожиданному порыву своей души. Там она надеется обрести покой — в миру ее постоянно тревожат неясные страхи и сомнения, черты характера, которые она унаеледовала от матери.
Полной противоположностью Бланш является ее подруга по монастырю, веселая и жизнерадостная послушница Констан. Первым серьезным испытанием в жизни Бланш стала кончина настоятельницы, которая в предсмертном бреду предрекает своей обители скорую гибель и запустение. Брат Бланш пытается увезти сестру от грозящей всем духовным лицам опасности, но молоденькая послушница отказывается следовать за ним.