Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №80 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЛибретто «Кармелиток» имеет длинную историю. Речь идет о судьбе тринадцати монахинь-кармелиток, приговоренных к гильотинированию. Основой сюжета «Кармелиток» послужили подлинные записки, сделанные во время Французской революции монахиней-кармелиткой, женщиной, которая находилась в то время в Париже и вела заметки в надежде стяжать себе славу мученичества. Сама она гильотинирована не была, а ее сестер по монастырю казнили. На этом материале немецкая писательница Гертруда фон Ле Форт создала книгу «Последняя на эшафоте».
На фоне подлинных событий 1789 года в новелле действует выдуманная писательницей героиня Бланш де Ля Форс. В 1947 году французский доминиканский священник отец Брюкбергер и Филипп Агостини написали по мотивам этого рассказа сценарий для фильма и добавили от себя еще одного героя — брата Бланш, Шевалье де Ля Форс. Бернаноса пригласили написать диалоги для фильма. Они оказались трудны исполнителям и никогда не были использованы в фильме. После смерти Бернаноса в 1948 году друг писателя и его душеприказчик Альбер Бегин опубликовал диалоги, переделав их вместе с Марсель Таосенкур в пьесу для театра.
Жорж Бернанос — французский писатель и публицист католического направления первой половины XX века. Им написан ряд романов, главными темами которых являются осуждение зла в современном буржуазном обществе, кризиса «европейской души», безверия и опустошенности современного человека. Для творчества Бернаноса характерен мистицизм; фанатический экстаз в его произведениях контрастирует с реалистическими характерами и образами, в которых ощущается влияние Бальзака.
Любопытна характеристика, которую И. Г. Эренбург дает Бернаносу: «Я писал в 1944 году: «Французский писатель Жорж Бернанос, воинствующий католик, с негодованием отвергая попытки некоторых демократов заступиться за фашизм, пишет в «Ля марсейез»: «До войны значительная часть общественного мнения в Англии, в Америке, во Франции оправдывала, поддерживала, восхваляла фашизм. Я повторяю — не только допускала фашизм, но ему способствовала в надежде, скажу глупой, контролировать эту чуму, использовать ее против своих соперников и конкурентов... Мюнхен не был просто глупостью. Мюнхен был подлой развязкой спекулянтской затеи...» (И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Собрание сочинений в девяти томах, т. IX, стр. 294.).