Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №77 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюФрансис Пуленк всегда тяжело переживал гибель своих друзей, которых с годами терял все больше и больше. 1949 год унес общительного и веселого Кристиана Берара, талантливого художника и декоратора. Его памяти композитор посвятил едва ли не лучшее свое произведение — «Stabat Mater» для сопрано соло, смешанного хора и оркестра.
«Вначале я помышлял о «Реквиеме», но мне показалось, что это будет слишком помпезно. Мне понравилась идея заступнической молитвы, волнующий текст «Stabat Mater» показался подходящим, чтобы вверить душу дорогого Берара Рокамадурской богоматери» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p.64.).
Премьера «Stabat Mater» состоялась 13 июня 1951 года на страсбургском фестивале. Фриц Мюнш дирижировал хорами Сен-Гийом и оркестром муниципального совета Страсбурга, партию сопрано соло исполняла Женевьева Муазан.
Католический гими «Stabat Mater», к которому обращались Палестрина, Перголези, Глюк, Гендель, Россини, Дворжак, Шимановсшй, восходит к XIII веку. Дословный перевод его первоначальных слов «Мать (господа) стояла у креста». Содержание гимна заключается в описании страданий богоматери при распятии Христа.
Поскольку мы не располагали записью или партитурой этого сочинения, нам придется ограничиться отзывами об этом произведении французских критиков Анри Элля и Жана Руа.
«Это сочинение — лучшее из всего написанного Пуленком до сих пор, — пишет Жан Руа в книге «Франсис Пуленк». — И ни «Диалоги», ни «Голос человеческий», ни «Ответы теней» не могут взять перевес. «Stabat Mater» для сопрано соло, смешанного хора и оркестра есть вершина духовного творчества Франсиса Пуленка,— продолжает он.— Секрет его совершенства заключается в непревзойденном равновесии голосов и оркестра, сольное сопрано включается лишь в те моменты, когда его не ожидают, но когда оно уже становится необходимым; сопрановое соло играет огромную выразительную роль... Каждая строфа «Stabat» исчерпывающе эмоциональна и вместе с тем предельно сжата» (J. Roy. Francis Poulenc, стр, 143.).
«Stabat Mater» — крупномасштабное произведение в двенадцати частях, предназначенное для пятиголосного хора, продолжает линию «Лика человеческого», как считает Анри Элль (H. Hell. Francis Poulenc, p. 163.). Каждая часть контрастирует с соседними, составляя в целом многообразное по краскам полотно. Открывается произведение спокойным «Stabat Mater dolorosa», ведущим постепенно нить повествования к апофеозу трагедии «Quis animam gementem», замыкая весь круг человеческих переживаний от скорби и печали до драмы и величавости. «Stabat Mater» далеко позади оставляет Мессу и «Мотеты», внутренним чутьем композитор ощутил необходимость включения реалистических картин в традиционную форму «Stabat». Как всегда, композитору особенно удаются сольные эпизоды — две арии сопрано представляют собой превосходные лирические ариозо.
Высокая хоровая и оркестровая техника, гуманистическая направленность произведения получили высокую оценку не только на родине Пуленка, но и за рубежом. Тепло встреченная в Европе, хоровая композиция «Stabat Mater» была единодушно признана американской критикой лучшим сочинением для хора 1951 года.
В 1952 году Пуленк написал «Четыре рождественских мотета», «Фортепианные вариации» и «Ave verum corpus» (мотеты для трех женских голосов, заказанные питсбургским женским хором). Новое турне по Соединенным Штатам и Канаде совместно с Бернаком было осуществлено тогда же. По заказу американских пианистов Артура Голда и Роберта Физдэла композитор написал сонату для двух фортепиано, которую Анри Элль определил как «одно из самых цельных произведений Пуленка».