Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №78 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДо середины сороковых годов Пуленк был известен театральному миру лишь как автор ряда удачных балетов, первый из которых увидел свет, когда автору минуло всего двадцать четыре года. С каждым годом проблема вокального искусства волновала музыканта все больше и больше, и иногда целые годы — например, 1938-1939 — композитор посвящал работе над песенными и хоровыми произведениями.
Такое увлечение вокальным письмом, которому во многом содействовала дружба Пуленка с Бернаком и их совместные концерты, не могло не вылиться в сочинение вокального произведения, более крупного и значительного, чем песенные циклы. Небезызвестно, какое значение имела для многих композиторов работа над песнями и романсами — в них совершенствовали и оттачивали мелодическое мастерство Глинка и Даргомыжский, Римский-Корсаков и Мусоргский, Дебюсси и Равель. Пуленк пришел к опере в 1944 году, будучи уже зрелым сорокапятилетним мастером, имеющим за плечами почти пятьдесят вокальных опусов, среди которых были такие цельные и высокохудожественные произведения, как «Бал-маскарад», «И день, и ночь», «Засуха», «Лик человеческий» и ряд других.
Если к концу войны музыкант заинтересовался безудержно-веселой комедией Аполлинера, то в начале пятидесятых годов, когда особенно ощущалось углубление композитора в сферу философских размышлений и человеческих переживаний, он занялся поисками либретто иного плана.
К тому времени друзья Пуленка уже отдали дань оперному жанру: Онеггер в сотрудничестве с Кокто создал «Антигону»; Мийо был автором многих опер — «Христофор Колумб», «Максимилиан», «Симон Боливар», «Давид» и другие. Пуленк выжидал.
В 1953 году дирекция театра «Ла Скала» в Милане обратилась к Пуленку с просьбой написать балетную музыку на «полусветский, полуцерковный» сюжет о святой Маргарите де Кортон (этой фигурой заинтересовался французский романист Франсуа Мориак). Композитор не спешил с ответом и, когда в марте 1953 года путешествовал с концертами вместе с виолончелнстом Пьером Фурнье по Италии, разговорился на эту тему с директором издательства Рикорди М. Валькаранджи. Тот спросил, почему Пуленк не подумает об опере, и предложил конкретный сюжет: «Диалоги кармелиток» (Кармелиты — католические монахи одного из нищенствующих орденов; орден основан в 1156 году; название получил от имени горы Кармел (Ливанский хребет), где был их первый монастырь. Распространены во всей католической Европе.) Жоржа Бернаноса.
Пуленк был удивлен предложением издателя: он хорошо знаком с этой пьесой, но что скажут об опере без любовной интриги? Композитор оставил за собой право подумать несколько дней. Перечитав заново книгу Бернаноса, музыкант ясно представил себе всю трудность сочинения музыки на этот текст, но тем не менее произведение увлекло его и он телеграфировал М. Валькаранджи о своем согласии. На сочинение партитуры ушло без малого три года: август 1953 — июнь 1956 года.