Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №75 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ ноябре 1948 года Франсис Пуленк и Пьер Бернак отправились в первое концертное турне по Соединенным Штатам. К тому времени музыка Пуленка в Америке была уже хорошо известна, а некоторые хоровые произведения и песенные циклы исполнялись там даже чаще, чем во Франции.
Концерты французской песни состоялись во многих городах США и продолжались два месяца. В крупнейшем концертном зале Нью-Йорка Карнеги-холл Пуленк играл «Сельский концерт». Бостонским оркестром, дирекция которого тогда же заказала музыканту новый фортепианный концерт, дирижировал Дмитрий Митропулос.
Волнующая встреча в Нью-Йорке всколыхнула юношеские воспоминания — композитор смог повидаться с Вандой Ландовской, с которой не встречался уже лет тридцать. «Она вошла в комнату, легкая и тоненькая. Ее первые слова были признанием, что музыка быстро сжигает и дни слишком коротки для артиста. — Не забывайте, мне семьдесят лет, — повторяет она, — но я не помню этого, когда начинаю играть» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 61.).
Кроме Ванды Ландовской, Франсис Пуленк встретился в Америке еще с несколькими интересными людьми. Он был приглашен в дом к Самюэлю Барберу, где ему удалось послушать игру знаменитого пианиста Владимира Горовица — он сыграл сонату Клементи, некоторые пьесы из «Картинок с выставки» Мусоргского, финал Седьмой сонаты Прокофьева. «Когда Горовиц играет на фортепиано, я теряю голову. Он кончил, и я его обнял. Никто не нашел этот жест смешным» (Tам же.).
18 марта Пуленк провел «лучший вечер» в обществе Стравинского: «Моя радость встречи с ним каждый раз настолько велика, что весь следующий месяц я думаю только о ней. Какое физическое и моральное здоровье. Стравинский и сегодня остается для меня совершенным гением» (Там же, стр.62—63.).
В память этой встречи Пуленк написал прелестный песенный цикл на слова Элюара «Лед и Пламень» и посвятил его Игорю Стравинскому (апрель—июль 1950 года). Третья мелодия сборника заимствует у Стравинского «темп и гармоническую структуру» финальной каденции «Серенады» для фортепиано.