Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №74 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ июле 1948 года Пуленк написал новый цикл мелодий на стихи Аполлинера «Каллиграммы. Стихотворения мирного и военного времени». В поэтическом сборнике, изданном в 1918 году, Аполлинер пытался создать новую форму произведения, в котором стерта грань между поэтическим и прозаическим началами: в поэзию привлекаются принципы романа или кино; поэт включил сюда стихотворения-беседы, стихотворения-очерки, в которых юн намеревался передать впечатления, разговоры, применяя монтажный принцип построения стиха. Порой поэт ставит рядом вещи, казалось бы, совершенно несопоставимые. В стихотворении «Облачный призрак» есть сцена, где бродячие акробаты торгуются с публикой о цене выступления (выступать ли за два с половиной франка вместо назначенных трех), и следом за этим появляется фигурка мальчика-акробата — невольно напрашивается аналогия с картиной Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
Из-под шарманки вдруг появился совсем небольшой
акробат, одетый в розово-легочный цвет.
Были щиколотки и запястья его украшены мехом.
Приветствуя публику,
Он издавал короткие крики
И вскидывал руки изящно.
Отставив ногу назад и почти преклоняя колено,
На четыре стороны света он поклонился.
А когда он забрался на шар,
Его тонкое тело нежною музыкой стало
и не было больше в толпе равнодушных.
«Маленький дух без признаков плоти», —
Каждый подумал.
(Перевод М. П. Кудинова)
Пуленк писал о возникновении этого цикла: «У меня вдохновение (да простят мне такое слово) всегда идет от ассоциаций. «Каллиграммы» обычно связываются у меня с 1918 годом, когда перед поездкой на фронт я купил у Адриенны Монье томик стихов. Я был тогда в зенитном соединении. Однажды меня случайно отправили на берег Марны — колыбели моего детства... В это время я очень сдружился с томиком Аполлинера, особенно восхищался «Каллиграммами». В память далекого прошлого я посвятил каждую мелодию одному из тогдашних друзей и прелестной Жаклине Аполлинер, которую встречал в 1917 году на Монпарнасе с Гийомом и Пикассо» (См. J. Roу. Francis Poulenc, p. 59.).
Композитор любил «Каллиграммы», в которых большое внимание уделил фортепианной партии; он замечал в своем дневнике: «Каллиграммы», видимо, стоят ближе всего к музыкальной интерпретации поэзии Аполлинера... «Отъезд» (Восемь польских песен) —одна из двух или трех моих песен, которые я люблю больше всех. Гораздо лучше «Рыданий» («Обыденности»), некоторые погрешности которых тяготят меня — неожиданные и чувствительные модуляции. «Отъезд» волнует печальной тишиной и любовью, нужно аккомпанировать с обильной педалью, мелкими мазками, как я люблю говорить, — «выстрелами» (См. J. Roy. Francis Poulenc, стр. 119.).
За лето 1948 года в Нуазей Пуленк сочинил «Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому» для хора a cappella; об этом его попросил маленький племянник, глубоко религиозный францисканец. Ни один еще заказ музыкант не исполнял с большим рвением и энтузиазмом, чем этот. Камерный характер маленьких хоровых молитв определялся их назначением — они писались не для концертной эстрады, а для тихой монастырской обители. Появление такого рода сочинения еще раз подчеркивает сложность творческой натуры композитора, недавно перед тем написавшего оперу-комедию «Груди Тирезия».