Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)
Глава №71 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОднако, несмотря на талантливую интерпретацию роли Терезы, несмотря на тщательную подготовку спектакля и яркие декорации Р. Эртэ, представляющие «воображаемый город французской Ривьеры, нечто среднее между Ниццей и Монте-Карло», реакция присутствующих в зале Фавар была близка к отрицательной. Публика никак не ожидала увидеть зрелище улетающих под своды зала грудей молодой эксцентричной особы (красочные воздушные шары) и ее мужа, переодетого женщиной.
Аполлинер, которого еще сорок дет назад принимали в штыки (премьера пьесы «Груди Тирезия» Гийома Аполлинера, написанной в 1906 году, состоялась в 1917 году), так и не заслужил расположения парижской публики. Не менее суровы были и отклики критиков. Фред Гольдбек, например, писал в «Figaro Litteraire»; «Как мог Франсис Пуленк, человек с тонким вкусом, заинтересоваться в мае — октябре 1944 года сюжетом комедийной оперы, сосредоточиться на таком либретто?» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 57.).
В свое время Аполлинер обращался к Сати и Орику с просьбой написать музыку для театральной постановки «Груди Тирезия», но оба они отказались, указывая автору на непоследовательность сюжетной линии. (Вот как объясняет свое обращение к сюжету Аполлинера сам композитор: «Я отдал дань теме освобождения в «Лике человеческом» в 1943 году и полагал, что имею теперь полное право праздновать и приветствовать обретенную свободу произведением немного сумасбродным и, кроме того, выразить свою радость по поводу возвращения из Америки дорогого Мийо» (Опера посвящена композитору Дариусу Мийо, с которым Пуленк был связан тридцатилетней дружбой. См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 57.).
Пуленк признался, что «Аполлинер нашел отклик в эксцентричной стороне моей натуры»; действительно, спектакль, показанный парижанам в июне 1947 года, был не просто комедией, а представлял собой фарс, доведенный до гротеска.