Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток»
Глава №70 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера-буфф «Груди Тирезия» в двух актах с прологом написана по «сюрреалистической драме» Гийома Аполлинера в промежутке между маем и октябрем 1944 года в загородном доме Пуленка Нуазей. Композитора привлекла эта веселая пьеса в стиле балаганного представления, воплощающая безудержный полет фантазии Аполлинера, его искрящийся юмор и иронию, восходящие к «Королю Убу» Альфреда Жарри (Сатирический фарс Альфреда Жарри, связанный с эстетикой дадаизма и сюрреализма, — «Король Убу», написанный для театра марионеток, содержит элементы критики буржуазного мира. Действие происходит в фантастическом обществе средних веков. Герой этого фарса, король Убу, наделен противоречивыми качествами — пороками, добродетелью, умом и хитростью.).
«Груди Тирезия» была принята к постановке в «Опера-комик» Жаком Руше в 1945 году, но премьера состоялась лишь 3 июня 1947 года. Основные затруднения были связаны с выбором исполнительницы главной роли Терезы-Тирезия. «До февраля 1947 года, — вспоминал Пуленк, — я не мог отыскать «редкую птицу». Макс де Риё, постановщик оперы, уже начал репетировать мужские роли, но меня непрестанно преследовала мысль, что я не смогу найти ту звезду, о которой мечтаю. Однажды Макс посоветовал мне зайти в «Пти-театр» и послушать актрису из «Фоли-Бержер» — такой совет повторять не приходится: на лифте я поднялся под самую крышу, в помещение, где осуществлялась часть постановок «Опера-комик». Спортивного вида молодая женщина (это была Дениз Дюваль, но тогда я не знал даже ее имени) репетировала «Тоску»...
Я был поражен блестящим голосом, его красотой, богатством и, особенно, здоровым юмором актрисы, который в «Грудях Тирезия» сделался совершенным. Уже через секунду я понял — Дениз Дюваль была той самой долгожданной исполнительницей...» (См. J. Roу. Francis Poulenc, p. 56.).
С этого времени Дениз Дюваль стала непременной участницей оперных премьер Пуленка — «Диалогов кармелиток» и «Голоса человеческого», первой исполнительницей «Дамы из Монте-Карло». К тому же Дениз Дюваль обладает великолепными актерскими данными — она с равным успехом выступает и в комедийном спектакле «Груди Тирезия», и в глубоко психологической роли Бланш де ля Форс («Диалоги»), лирической драме «Голос человеческий», трагедийной картине «Дама из Монте-Карло». Путь Дениз Дюваль от актрисы «Фоли-Бержер» к психологически сложным женским образам Франсиса Пуленка показал редкое разнообразие амплуа артистки, силу ее необыкновенного дарования.