Глава V. Оккупированный Париж. Балет «Примерные животные». Кантата «Лик человеческий» (окончание)
Глава №69 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«Будь терпелива, дорогая» — единственная в цикле часть, написанная без применения полифонических средств, выдержанная в гармоническом плане; ее исполняет один хор.
Недвусмысленная насмешка над «мудрецами-завоевателями проскальзывает в следующем номере — «Смеясь над небом и планетой», где композитор вновь обращается к приемам хоровой переклички. Он перебрасывает пласты гармонических вертикалей последовательно то в один, то в другой хор, делая пометку на партиях исполнителей: «очень сухо», такой прием еще больше подчеркивает в музыке характер издевки. Здесь, в этой части, три куплета, средний носит характер разработки, композитор проводит тематические звенья в разных тональностях (е—f—Es—f— fis).
Едва ли не лучшей страницей партитуры является шестая часть «Страшна мне ночь» — протяженная сопрановая мелодия, сопровождаемая еле слышным звучанием остальных партий, напоминает нежную печальную песню. Каждая хоровая партия имеет самостоятельную распевную мелодию:
<нотный пример № 41>
Напористая хроматическая тема следующей части— «В черном небе нависла туча» — обличает силу зла. Поэт сравнивает эту силу со змеей, которая ползет, «словно жалом угрожая и шипя». В музыке такое сравнение передано характером самой темы (начало части представляет собой экспозиционный раздел фуги), извилистой и переменчивой.
Тема с хроматизмом на расстоянии затрагивает 16 различных по нотации звуков:
<нотный пример № 42>
Изменчивость подчеркивается также и частой сменой лада. Заканчивается часть двенадцатиголосным апофеозным хором, имитирующим колокольный звон. Интересно, что в конце седьмой части, где поэт говорит о вере в Освобождение, интонации ползучей мелодии приобретают иной оттенок; слышен ликующий перезвон. Два номера, завершающих кантату, создают два противоречивых образа — врага и Родины, порабощения и Свободы; в этом сказывается желание автора показать их с наибольшей яркостью. Финальная часть цикла — это кульминационная точка всего развития, ликующий апофеоз, гимн Свободе.
После длительной паузы звучит неторопливый распев, напоминающий русский причет,— так начинается восьмая, последняя часть кантаты. Тема вращается в пределах малой терции:
<нотный пример № 43>
Стихи Элюара содержат двадцать одну строфу, и ключевое слово «Liberie» (Свобода) произносится только в последнем четверостишии. Гимн построен на постоянной смене настроений, причем повторяющиеся много раз слова «твой ставлю знак» (более тринадцати вариантов музыкального мотива) переходят из хора в хор в разной интонационной окраске до тех пор, пока в финале не скандируется всем составом хора окончание этой фразы: «Свобода» — на сверкающем аккорде E-dur (В русском переводе Вс. Рождественскому одно слово «свобода» (Liberte во французском тексте) пришлось заменить на два — «жизнь моя», так как ударение в слове «свобода» не совпадает с метрическим построением последних аккордов.).
Со времени первого исполнения кантаты прошло двадцать с лишним лет, а она до сих пор продолжает оставаться чуть ли не самым популярным произведением Франсиса Пуленка во Франции. Вот что пишет о ней современная французская «Encyclopedie de la musique»: «Война и стихи Поля Элюара, который говорит о страданиях народа Франции, принужденного молчать, вера в конечное торжество свободы над тиранией, вдохновили Пуленка на создание одного из выдающихся хоровых произведений нашего времени: кантаты «Лик человеческий».