Глава V. Оккупированный Париж. Балет «Примерные животные». Кантата «Лик человеческий» (продолжение)
Глава №68 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюШирокая суровая мелодия, омраченная густым тембром низких голосов (басы) и темной тональностью h-moll, начинает повествование:
<нотный пример № 38>
И хотя в первой части композитор рассказывает о самых мрачных днях своей жизни — «Из прожитых мною вёсен эта всех страшней была», никогда не покидает его вера в освобождение — «всегда мне нужна надежда, страшно быть мне без нее». Голоса хоровой партитуры получают самостоятельность, очень часто превращаясь в мелодизированпые партии. Как уже раньше бывало у Пуленка, звучат две равноправные хоровые партии на гармоническом фоне остальных голосов (от цифры 5 до конца).
Почитанию памяти умерших бойцов посвящена следующая картина кантаты, особенно сложная для исполнения: в быстром темпе возникают шелестящие созвучия малой и большой секунд:
<нотный пример № 39>
или двух больших секунд подряд, постоянно чередуются вступления хоров, меняется размер. Создается впечатление бормочущей, шепчущей слова молитвы по умершим толпы людей. В этом номере появляется лейтмотив, который прозвучит еще дважды — в 3 и 7 номерах (No 2, цифра 7; No 3, цифра 14; No 7, шестой такт после цифры 32).
Далее открывается пейзажная картина: «в темном забвенье мрака... тонкий яд сонных цветов... ночь насылает на спящих».
Начало очень тихое, в низком регистре, с мощным динамическим нарастанием и спадом; окончание хоральное, на нежном светлом аккорде ми-бемоль мажора. Пуленк не избегает, а, может быть, намеренно соединяет аккорды с параллельными квинтами и октавами — например, отстоящие на малую секунду друг от друга трезвучия Fes — F; Ges — G. «Будь терпеливой, дорогая... Готовь же для отмщения мое рождение в мир», — обращаются к своей родине поэт и композитор в четвертой части; чувством спокойной уверенности и надежды проникнута эта музыка, убедительно звучат ее начальные строки, построенные на троекратном повторении лейттемы:
<нотный пример № 40>