Глава V. Оккупированный Париж. Балет «Примерные животные». Кантата «Лик человеческий» (продолжение)
Глава №67 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКантата «Лик человеческий» повествует о тяжелых и трудных годах фашистской оккупации, отражает глубокие чувства и переживания французского народа. Хотя в поэме нет прямого показа борьбы с фашизмом, такие чувства, как ненависть к поработителям, вера в победу и свободу, пронизывают музыку произведения от начала до конца. Восемь частей кантаты отражают то нежное обращение поэта к своей Родине, то презрение к вражеским полчищам. («Этот беспощадный зверь оттуда пришел, где жизни гибель грозит и где у смерти облик жизни»); никогда не покидает его вера в людей («Пусть больше в мире нет покоя и убежищ нет надежных — есть ведь люди вокруг меня, это люди моей страны»). Кульминационной частью произведения является завершающий ее гимн Свободе.
Для исполнения кантаты требуется большой двойной хор a cappelia; помимо того, автор постоянно разделяет басовые и сопрановые партии. В кульминационный момент (заключительный раздел части «Свобода») количество голосов достигает шестнадцати за счет дополнительного деления партий, чаще же звучит двенадцатиголосная гармоническая вертикаль. Сложность исполнения заключается также в полифонической насыщенности ткани, в трудностях интонационно-гармонического языка и певческой техники.
Поражает яркость и разнообразие красок музыкальной палитры композитора — он уделяет внимание не только гармоническим и мелодическим тонкостям, но заботливо относится к исполнителю, певцу или дирижеру. Почти около каждой фразы партитуры пометка, как ее надлежит исполнять: ff — рр subito, нежно, бесконечно мягко; ff subito; рр subit, светло; рр, очень мягко и певуче; f, скандируя и т. д. («Из прожитых мною вёсен»), «Блестящая кантата тысячи нюансов, никогда нескромно не выставляющихся напоказ», — характеризует «Лик человеческий» автор книги о Пуленке Анри Элль.
Богатая гамма чувств и настроений, переполняющих сердце композитора, отразилась в этом сочинении — нежность и гнев, возмущение и надежда, боль и ликование. Вера в победу не покидает музыканта, несмотря ни на какие суровые испытания. Важно отметить, что из восьми частей кантаты лишь две завершаются минорными созвучиями («Страшна мне ночь», рисующая облик смерти, и пятая часть «Смеясь над небом и планетой», в которой и поэт и композитор издеваются над врагами). Остальные части заканчиваются светло и оптимистично.