Глава V. Оккупированный Париж. Балет «Примерные животные». Кантата «Лик человеческий» (продолжение)
Глава №66 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию6 июня 1944 года в Нормандии высадился объединенный англо-американский десант и начал свое продвижение в глубь Франции. Отряды Сопротивления функционировали по всей Франции, как в оккупированных районах, так и в «свободной» зоне, и своими действиями поддерживали армии союзных войск. В день национального праздника Взятия Бастилии 14 июля 1944 года руководители движения Сопротивления организовали всеобщую забастовку, которая переросла в восстание, и к 24 августу Париж был освобожден самими французами; посланный де Голлем бронетанковый корпус генерала Леклерка вошел в фактически освобожденный город.
Франсис Пуленк, который еще в 1943 году замыслил свою победную кантату, смог теперь услышать ее и сделать подарок своему любимому, вновь обретшему свободу Парижу. Благодаря содействию английского посольства в Париже композитору удалось переправиться на борту британского военного самолета в Лондон и присутствовать на последней репетиции «Лика человеческого».
На титульном листе композитор написал следующие строки: «Посвящаю Пабло Пикассо, работой и жизнью которого я так восхищаюсь». Эта надпись символически олицетворяет союз трех современных художников-гуманистов Франции — Поля Элюара, Франсиса Пуленка и Пабло Пикассо.
Сборник стихов Элюара «Поэзия и Правда. 1942» успел выйти еще до фашистской цензуры — в начале оккупационные власти не препятствовали свободному выходу в свет французской литературы, она не казалась им серьезной опасностью. Несколько позже на все издания был наложен запрет, любое печатное слово проходило контроль цензора. После опубликования сборника Поль Элюар был объявлен фашистами опасным преступником — поэт вступил в ряды Французской компартии, активно включился в редакторскую работу в газете «Les Lettres Francaises».
Этот год был особенно тяжелым для французского народа. Невосполнимые потери несла коммунистическая партия, многие руководители ее были схвачены и казнены; это был год массовых репрессий. Но в то же время усилилось сопротивление, начался массовый отпор французского народа оккупантам. Стихотворения Элюара появились вовремя, его пламенные строчки оказались неприкрытым призывом к борьбе и нелегально в громадных количествах распространялись среди населения и бойцов Сопротивления.
Поначалу Элюар оставался в Париже, но вскоре пришлось перебраться в провинцию, скрываться от ищеек гестапо. Поэт жил у своего друга, врача психиатрической больницы, и не прекращал активной деятельности бойца Сопротивления — перевозил запрещенную литературу, выполнял всевозможную «черную», но предельно необходимую будничную, повседневную работу организации. Не только в жизнь, но и в поэзию Элюара вошла новая, огромная тема — жестокая, страшная правда действительности.