Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №57 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЗначительным произведением 1938 года был концерт g-moll для органа, струнного оркестра и трех литавр, сочиненный автором по заказу княгини Полиньяк и впервые исполненный Морисом Дюрюфле и оркестром под управлением Роже Дезормьера. Это монументальное сочинение в духе органных фантазий Букстехуде, как ни странно, не получило достойного признания в Европе, но зато было поднято на щит в Америке.
Первая часть концерта (фантазийное прелюдирование) демонстрирует мощь и величие органного звучания наряду с нежным и мягким тембром этого громадного инструмента, что проявляется уже во вступлении, когда «оркестровое» tutti сменяется прозрачными темами. В первой же части композитор использует прием многоэтажного напластования на одноголосную тему, звучащую первоначально без сопровождения.
В основе второй части лежит активная быстрая тема; третья изобилует полифоническими приемами; сумрачность темы подчеркнута тембром высокого «фагота». Четвертая часть концерта, драматически действенная, заставляет вспомнить величественные органные сочинения Баха и Франка. На смену мощному органному прелюдированию приходит красивая тема «гобоя» с аккомпанементом струнных. Конец концерта состоит из нескольких эпизодов: большого мажорного ликующего раздела, светлого органного хорала на фоне пиццикато струнных, который воспринимается как вопрошание к богу. И когда последние звуки хорала замирают и гаснут, вновь, как и в самом начале концерта, звучит величественная музыка, близкая «Хроматической фантазии» Баха.
Рапсодический по форме концерт (ощущается некоторая неуравновешенность частей: две первые — короткие, две вторые — слишком затянуты) привлекает строгостью и даже суровостью письма. Возрождающий форму старинных органных фантазий, этот концерт тем не менее является новым шагом в области органной музыки. Любопытна его инструментовка — орган понимается композитором двояко: как солирующий инструмент и как часть ансамбля, восполняющая отсутствие духовой группы в оркестре. Примечательна изменчивость настроений и инструментальных комбинаций; используя смену регистров органа, композитор достигает красочных контрастов звучания; музыка концерта привлекает чистотой эмоций и глубиной религиозно-философских размышлений.