Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (окончание)
Глава №58 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИз произведений Пуленка второй половины тридцатых годов привлекает внимание ряд духовных сочинений (Автор, к сожалению, не располагает нотами некоторых сочинений и поэтому ограничивается высказываниями композитора и критиков). Приступая к сочинению «Литаний к Черной Рокамадурской богоматери», Пуленк писал: «Я попытался выразить так называемую «крестьянскую набожность», которая всколыхнулась в моей душе в Рокамадурской святыне... Теперь я часто приезжаю в Рок, ставя под защиту черной богоматери самые разные свои произведения — «Лик человеческий», «Stabat Mater», «Диалоги кармелиток» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 46.).
Внутри скромной церквушки Рокамадура, которая высится на скалистом склоне, находится фигура девы Марии, искусно вырезанная из черного дерева мастером Сен-Амадуром; именно эта старинная скульптура поразила воображение композитора и послужила толчком к написанию «Литаний» для женского и детского хоров в сопровождении органа на текст рассказов пилигрима.
Mecca G-dur для смешанного хора a cappella, в которой автор строго придерживается литургического текста, посвященная памяти отца композитора, продолжает линию духовных сочинений музыканта. «Я унаследовал веру сельского кюре», — говорит он (дед композитора был священником) (Tам же, стр. 141.). Пуленк находит, что большинство его сочинений сочетают оба начала — светское и духовное. Пуленк отмечает, что именно в вокально-симфонические произведения ему удалось внести некоторые новые черты и что если его музыкой заинтересуются через пятьдесят лет, то это будет скорее «Stabat Mater», чем «Непрерывные движения».
В этот период Франсис Пуленк продолжает писать произведения для голоса и фортепиано — появляются песни на слова Л. де Вильморен, Аполлинера («В саду Анны», «Идем быстрее!» на сложные сюрреалистические тексты), Элюара («Знойные зеркала»). Одну из песен цикла «Знойные зеркала» Жан Руа называет «вершиной вокального творчества Пуленка» (J. Roy. Francis Poulenc, p. 50.).
Среди произведений 1934—1939 годов редко встречаются инструментальные, подавляющее большинство сочинений вокальные — либо для одного голоса с фортепиано, либо для хора. В это время, когда многие французские композиторы обращаются к монументальным формам — ораториалыю-кантатному жанру, операм, симфониям, Пуленк также отдает дань крупномасштабным формам, создав такие сочинения, как «Семь песен», «Засуха», Месса, Органный концерт.