Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №56 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюHe выставляя знаков альтерации при ключе, Пуленк наполняет оркестровую партию всевозможными хроматизмами, нередко совмещая в одновременном звучании расщепленные тона (с — cis; f — fis и другие — см. пример 28а).
Наряду с моментами намеренно архаическими в кантате присутствуют и самые современные гармонические построения. Пуленк пользуется разного рода хроматическими, резко диссонирующими аккордами и последовательностями, вводит параллельное движение нонами и септимами (см. также примеры «Прогулок»), внезапно вторгающиеся громоздкие созвучия. Обостренно экспрессионистическими приемами, введением хроматических диссонирующих аккордов Пуленк добивается поставленной цели — изображения ужасной катастрофы, почти трагедии.
Следуя за стихотворным текстом поэмы, рисующей картину бедствия, Пуленк часто меняет метр, чуть ли не потактно (4 такта после цифры 310) — 3/4, 4/4, 3/4, 5/4, 6/4, 4/4.
Не избежал автор и некоторых изобразительных приемов. Таковы оркестровое вступление и остинатные фигуры в аккомпанементе, имитирующие полет саранчи (см. пример 28а); колокольные набатные звоны (первая часть); вступление из второй части рисует мерную маршевую поступь покидающего деревню населения (см. пример 28в); приемом арлитерации (главным образом в тексте) подчеркиваются свистящие и шипящие слоги — «je suis sans vous, je suis la secheresse» (Я существую сама по себе, я — засуха (фр-).) — которые являются рыразительным штрихом в обрисовке самой Засухи.
Форма отдельных частей кантаты довольно мозаична. Первая часть «Саранча» составлена из нескольких контрастирующих друг другу эпизодов (деление четкое — паузы, остановки и т. д.), включающих в себя оркестровое вступление, хоровые разделы tutti, соло, диалог — по настроению то напряженные, то успокоенные. В других частях присутствуют элементы репризности, часто неточной. Таково оркестровое обрамление второй части, а также строфическая форма третьей, где точно повторяется — каждый раз терцией выше —лишь первая фраза:
<нотный пример № 31>
дальнейшее развитие обновляется. Большое место во всех частях занимают коды и заключения-послесловия.
В финальную часть цикла, не повторяя дословно темы предыдущих частей, Пуленк вводит мелодии, родственные звучавшим ранее, причем автор сохраняет первоначальную последовательность тем. Первый раздел финала (такт 288), выдержанный на органном басу фа, содержит реминисценцию из «Саранчи» (см. пример 32а, хоровая партия); второй (такт 303) почти повторяет мелодию из «Покинутой деревни» (пример 326); третий раздел (такт 318) напоминает тему «Обманчивого будущего» (ср. примеры 32в и 31):
<нотный пример № 32>
Отвлеченность образов поэмы (поэт не уточняет ни места, ни времени действия) не мешает реалистическому восприятию их, а живописующая музыка композитора дает выпуклое и образное толкование мыслей поэта, как бы переводя их на более понятный слушателю язык. Трагическая по содержанию, рисующая огромное народное бедствие, кантата не оставляет чувства тоски и безысходности: этому во многом способствуют напористость и активность музыки, элементы трагического гротеска в образе Засухи, стремительное динамичное развитие, волевое завершение кантаты.