Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №55 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПервое исполнение «Засухи» было неудачным. В день ее премьеры Лионский хор впервые с успехом исполнил Мессу G-dur Пуленка в церкви Доминиканцев. Вечером того же дня должна была прозвучать и «Засуха». Дирижер Поль Парей, который задержался в Швеции из-за нелетной погоды, прибыл в Париж с опозданием на 48 часов. Кантату успели прорепетировать всего один раз. И, несмотря на все старания оркестра, хора и дирижера, выступление было принято публикой более чем холодно.
Раздосадованный композитор сгоряча решил уничтожить партитуру, но скептические замечания Орика, посоветовавшего лучше сжечь неудачные, на его взгляд «Песни на стихи Ронсара» или «Вечера в Назелле» удержали Пуленка. По-настоящему, в полную силу зазвучало произведение в исполнении дирижера Роже Дезормьера, и лишь в 1951 году французские радиослушатели смогли наконец по достоинству оценить это сочинение.
Кантата «Засуха», состоящая из четырех частей, предназначена для хора в сопровождении оркестра, который хотя и отодвинут на второй план, но не лишен самостоятельности и выразительности, примером чего может служить вступление и заключение из «Саранчи», вступление из «Покинутой деревни» и другие оркестровые фрагменты кантаты:
<нотный пример № 28>
В «Засухе» — одном из первых своих хоровых сочинений — Пуленк показывает себя опытным мастером, в совершенстве владеющим особенностями хорового письма. Он использует сложный инструмент человеческих голосов в самых различных вариантах: хоровое tutti, divisi всех партий, особенно в момент кульминаций; разнообразные переклички как отдельных групп, так солистов и корифеев; чередование партий, близких по тембру (тенора — альты), или противопоставление разных (басы — сопрано); унисоны с оркестром, превосходные прозрачные и невесомые хоралы a cappella. Удобная тесситура позволяет хору прозвучать в полную силу.
Стиль письма кантаты преимущественно гармонический, но включение всевозможных перекличек оживляет музыкальную ткань. Богаты гармонические краски, относящиеся не только к области аккордики, но и к мелодическим построениям, среди которых множество музыкальных фраз, построенных в духе старинных напевов, архаических ладов или грегорианских хоралов:
<нотный пример № 29>
Некоторые моменты напоминают музыку Мусоргского или славянские мелодии:
<нотный пример № 30>